- сверхзвуковой самолёт
- сверхзвуково́й самолёт
-
самолёт, конструкция и лётно-технические характеристики которого допускают полёты со скоростями, превышающими скорость звука. В отличие от самолётов, летающих на дозвуковых скоростях, у сверхзвуковых самолётов стреловидная или треугольная (в плане) форма крыла, заострённые носовая часть фюзеляжа и передние кромки крыла и хвостового оперения, а также более тонкий профиль крыла. Все сверхзвуковые самолёты оснащены реактивными (преимущественно воздушно-реактивными, реже ракетными) двигателями. Из-за больших притоков теплоты вследствие аэродинамического нагрева поверхности на сверхзвуковых скоростях в таких самолётах применяют принудительное охлаждение кабины экипажа, пассажирского салона и грузовых отсеков (вместо их обогрева, необходимого на дозвуковых самолётах). На самолёте SR-71А (США) с турбореактивным двигателем достигнута скорость 3220 км/ч, а экспериментальный самолёт с ракетным двигателем (ракетоплан) Х-15А-2 (США) развил скорость 7297 км/ч. Из отечественных самолётов, напр., МиГ-31 развивает скорость 3000 км/ч. Сверхзвуковые самолёты используются гл. обр. в военной авиации (истребители, бомбардировщики). Первые и пока единственные гражданские самолёты, способные летать со сверхзвуковой скоростью, были созданы в кон. 1960-х гг. – Ту-144 (СССР) и «Конкорд» (Франция – Великобритания).Сверхзвуковой самолёт МиГ-31
Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.
- Сверхзвуковой самолет
-
самолёт, условия эксплуатации которого предусматривают полёт со скоростями, превышающими скорость звука. Введение понятия «С. с.» в 1950-е гг. вызвано существенным отличием геометрических форм, обеспечивающих оптимальные аэродинамические характеристики при до- и сверхзвуковых скоростях полёта. Так, например, на дозвуковых самолётах носовые части профиля крыла и оперения, носовые части фюзеляжа и входы воздухозаборников двигателей делают затупленными для более полной реализации подсасывающей силы, тогда как на С. с. их делают заострёнными для уменьшения волнового сопротивления.
С. с. применяются в основном в военной авиации (истребители, бомбардировщики, разведчики и др.); в конце 60-х гг. созданы первые С. с. гражданского назначения (см. Сверхзвуковой пассажирский самолёт). С. с. оснащаются реактивными двигателями (преимущественно воздушно-реактивными двигателями) и отличаются малым удлинением крыла ((р)3—3,5) и небольшой относительной толщиной профиля крыла ( < 6%). Большинство С. с. имеют стреловидные или треугольные (по форме в плане) крылья, а некоторые С. с. по своей схеме являются самолётами с крылом изменяемой в полёте стреловидности.
Для С. с., длительно летающих на сверхзвуковых скоростях, аэродинамическое нагревание вызывает необходимость применения систем охлаждения кабины экипажа, пассажирских салонов и отсеков с оборудованием.
Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
.