- Дворцовый мост
- Дворцовый мост
-
(с 1920 х гг. до 1944 Республиканский), через Большую Неву, соединяет Биржевую площадь (Васильевский остров) с Дворцовым проездом. Назван по находящемуся рядом Зимнему дворцу. Проект наплавного Д. м. около 1828 создал инженер П. П. Базен. В 1856—1912 здесь наводился Исаакиевский мост. В 1879 на нём установили экспериментальные электрические фонари П. Н. Яблочкова. Постоянный Д. м. (без архитектурного оформления) был построен в 1912—16 (инженер А. П. Пшеницкий и «Общество коломенских заводов»). Строительству предшествовало длительное обсуждение (1900—12), в том числе 3 конкурса (поступило 54 проекта). Д. м. металлический, 5 пролётный. Боковые пролёты перекрыты неразрезными балочными сквозными фермами с криволинейным очертанием нижних поясов. Разводное 2 крылое пролётное строение является первым в мире удачным решением системы замыкания в 3 шарнирную арку. Опоры бетонные с гранитной облицовкой, основание кессонное. В 1939 на мосту установлена чугунная решётка (архитектор Л. А. Носков, скульптор И. В. Крестовский), в 1956—57 на опорах — парапеты из розового гранита. В 1967 и 1977 Д. м. капитально отремонтирован. Длина моста по створу набережных 260,1 м, ширина 27,7 м.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
- ДВОРЦОВЫЙ мост
-
Дворцовый мост через Большую Неву находится в самом центре Санкт-Петербурга на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Его название связано с Зимним дворцом. Мост был построен в 1912—1916 годах по проекту и под руководством инженера А. П. Пшеницкого. 250-метровое в длину пятипролетное сооружение органично вписалось в панораму обеих набережных. Архитектурное оформление моста из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны осталось незаконченным. Лишь в 1939 году вместо временных деревянных перил была установлена литая чугунная решетка (авторы — архитектор Л. А. Носков и скульптор И. В. Крестовский). В конце 1970-х годов по проекту, разработанному в институте Ленгипротрансмост инженерами Т. Д. Ивановой и В. И. Ботвинником и архитекторами Ю. И. Синицей и М. В. Винничен-ко, осуществлена частичная реконструкция Дворцового моста. Строители обновили разводную часть и заменили настил моста, установили новые фонари. В 1920-х годах Дворцовый мост переименовали в Республиканский — в честь Советской Республики. Первоначальное название моста — Дворцовый — было восстановлено в 1944 году.
Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967.
.