Народное образование


Народное образование
Народное образование
      Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I: прежде всего создавались профессиональные учебные заведения — Морская академия (1715; основана на базе старших классов Московской школы математических и навигацких наук, открытой в 1701), Инженерная школа (1719), Артиллерийская школа (1721). В 1714 вышел указ об открытии элементарных «цифирных» (арифметических) школ, в которые принимали детей различных сословий (возраст 10—15 лет). Обязательные предметы: чтение, письмо, арифметика, начала геометрии. Большую часть учеников составляли дети духовенства, а также приказных и солдат, меньше было дворян и горожан. Цифирные школы существовали до 1744, затем были присоединены к гарнизонным (основаны в 1716). В ведении Адмиралтейства состояли так называемые русские (адмиралтейские) школы (учреждены по указу 1717), в которых обучение грамоте, арифметике, практической геометрии сочеталось с подготовкой к профессиям плотника, кузнеца, парусника, канатника и пр. Среди частных учебных заведений особую известность получила школа Феофана Прокоповича, созданная в 1721 для сирот и детей бедняков. В 1720 х гг. были открыты Академическая гимназия и Академический университет.
      Во второй трети XVIII в. основан Корпус кадет, позже — Сухопутный шляхетный корпус (1731; открыт в 1732), Морской шляхетный корпус (1752), Пажеский корпус (1759), Артиллерийский инженерный шляхетный корпус (1762) — закрытые военно-учебные заведения для мальчиков из знатных семейств. Были созданы медико-хирургические школы (1733). Распространились пансионы, содержавшиеся учителями-иностранцами. При лютеранских церквах были созданы немецкие училища (см. Анненшуле), (см. Петершуле). Ряд закрытых учебно-воспитательных заведений был учреждён по плану И. И. Бецкого (1763): Смольный институт (1764), Воспитательный дом (1770), училище для мальчиков при АХ (1770). Н. И. Новиков основал в Петербурге две начальные школы (училища) — Екатерининскую и Александровскую (1777—78), которые содержались отчасти на доходы от его издательской деятельности. В начале 80 х гг. XVIII в. с целью распространения образования были учреждены 7 училищ (первое — Исаакиевское — в 1781), в которых обучали чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию. В Андреевском училище, кроме того, за особую плату преподавались география и история. В 1782 создана Комиссия об учреждении народных училищ, разработавшая устав народных училищ (1786), в соответствии с которым в Петербурге открылись 4 малых (2 годичных) народных училища; учителей для них и для училищ в других городах готовило 4 летнее Главное народное училище, основанное вместе с Учительской семинарией в 1783 (организатор и первый директор Ф. И. Янкович де Мириево). В 1802 в Петербурге было 12 малых и 1 главное народное училище, 28 частных пансионов и училищ, в которых обучалось около 3,5 тыс. учащихся (то есть на 70 человек населения приходился 1 учащийся). В 1786 Учительская семинария стала самостоятельным учебным заведением и после перерыва в 1801—02 возобновила работу как Учительская гимназия. В 1804 она преобразована в Педагогический институт, в 1816 — в Главный педагогический институт, на основе которого в 1819 был создан Петербургский университет.
      В 1802 образовано Министерство народного просвещения, в 1803 учреждены учебные округа. Петербург стал центром округа, в который входили Санкт-Петербургская, Олонецкая, Псковская, Новгородская и Архангельская губернии (в дальнейшем состав округа менялся). Школьная система Петербурга строилась в соответствии с уставом 1804: 3 малых народных училища (Андреевское, Владимирское, Введенское) были реорганизованы в уездные училища, а остальные — в приходские. Главное народное училище в 1805 стало губернской гимназией (см. Гимназии). В 1811 для подготовки высших государственных чиновников в Царском Селе открыт Лицей. К числу наиболее привилегированных принадлежало и Училище правоведения (открыто в 1835). Частные учебные заведения были представлены мужскими и женскими пансионами (34 в 1811); особую известность хорошо поставленным обучением приобрёл пансион пастора И. Мюральта (открыт в 1811), работавший по системе швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. Для детей из бедных семей «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (организаторы Н. И. Греч и члены «Союза благоденствия» Ф. Н. Глинка, Ф. П. Толстой, а также В. К. Кюхельбекер и др.) открыло в Петербурге (1819) училище взаимного обучения для 250 учеников (закрыто в 1827 из-за недостатка средств). В 1821—22 были открыты ещё 3 таких же училища (в том числе одно женское). Педагогов для них готовил Учительский институт (1817—22).
      В Петербурге были основаны высшие технические учебные заведения: Горный институт (1773, как Горное училище), Лесной институт (1803, как Лесное училище, в Царском Селе), Институт корпуса инженеров путей сообщения (открыт в 1810), Практический технологический институт (1828), Институт гражданских инженеров (1832, до 1842 среднее учебное заведение — Училище гражданских инженеров).
      В числе военно-учебных заведений Петербурга в 1832 открылась императорская Военная академия, в 1855 — Артиллерийская и Инженерная академии. Действовали духовные учебные заведения: православные Духовная академия, Духовная семинария и Духовное училище в Александро-Невской лавре; католические академия и семинария.
      Девочек обучали преимущественно дома, а также в закрытых женских институтах (см. Институты благородных девиц), (см. Смольный институт), (см. Александровский институт), (см. Екатерининский институт), (см. Ксениинский институт).
      Особое место занимали благотворительные заведения: Сиротские институты (в том числе Гатчинский сиротский институт), детские приюты, Воспитательный дом.
      Развитию народного образования способствовало общественно-педагогическое движение середины XIX в. По инициативе прогрессивной интеллигенции в Петербурге возникли воскресные школы для взрослых и бесплатные школы для бедных детей (Таврическая школа, основана в 1859 М. О. Косинским; Василеостровская школа, основана в 1860, руководитель Ф. Ф. Резенер). В результате школьных реформ 60 х гг. XIX в. созданы 2 типа средних школ — классические и реальные гимназии (в Петербурге соответственно 7 и 1); получили распространение профессиональные учебные заведения и курсы (промышленные, коммерческие, горные и др.); увеличилось число начальных народных школ. В Петербурге были открыты первые детские сады: профессором К. Я. Люгебилем и его женой — в 1862; А. С. и Я. М. Симоновичами — в 1866. В начале 70 х гг. реальные гимназии преобразованы в реальные училища (право поступления в университет получили только выпускники классических гимназий); появились городские училища (начальные повышенного типа), распространились женские гимназии. Возникли общественные женские вузы, в том числе Высшие женские (Бестужевские) курсы, Женский медицинский институт и др. Некоторые женские учебные заведения имели курс выше среднего: Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования П. Ф. Лесгафта, Фребелевские курсы и др.
      Грамотность населения Петербурга (по переписи 1897) составила 63,9%. Максимальный уровень грамотности отмечался в Адмиралтейской части (72,2%), минимальный — в Александро-Невской (54,6%). В 1901 в Петербурге было 25 высших учебных заведений (13,4 тыс. студентов). Средних учебных заведений было 125, в том числе 74 мужские и 51 женские (всего 26,8 тыс. учащихся): 27 мужских гимназий и прогимназий, 13 реальных училищ, 11 коммерческих училищ, 7 технических, ремесленных и промышленных училищ, 7 военных училищ, 6 кадетских корпусов, военно-фельдшерская школа, техническое и пиротехническое училища; 15 женских институтов, 33 женских гимназии и прогимназии, женское епархиальное училище, 2 мариинские женские школы. Кроме того, имелось 5 музыкальных школ, театральное училище, 8 рисовальных школ, мореходные классы, 10 профессиональных и коммерческих женских школ, 7 повивальных школ. В 712 начальных училищах обучалось 53,2 тыс. учащихся, в том числе 26,3 тыс. мальчиков и 26,9 тыс. девочек. В 1910—12 в Петербурге появились первые частные школы шофёров.
      К началу 1914/15 учебного года в Петербурге имелось 35 высших учебных заведений. Профессиональную подготовку осуществляли свыше 200 низших и средних профессиональных школ и курсов (около 20 тыс. учащихся). Средних общеобразовательных школ (казённых, общественных и частных) насчитывалось 178 (52,2 тыс. учащихся), неполных средних — 40 (6,5 тыс. учащихся). Начальных школ 679 (обучалось 79,8 тыс. детей), в том числе в ведении Городской думы 283 начальных училища и 30 воскресных школ (всего 55 тыс. учащихся). 18 тыс. детей жителей Петербурга в 1914 по разным причинам не могли поступить в начальную школу. Расходы городского управления на образование в 1913 составили около 4 млн. руб. (82% расходовалось на начальные школы).
      После Октябрьской революции вместо различных типов общеобразовательных школ создана единая трудовая политехническая школа, положено начало новой системе дошкольного воспитания, работа профессиональных средних и высших учебных заведений перестраивалась на демократических принципах. С помощью школ и кружков ликбеза к 1939 ликвидирована неграмотность: грамотные составили 98,1% населения Ленинграда (в 1926—92,7%).
      Дошкольное воспитание. После Октябрьской революции быстро росло число дошкольных учреждений. В 1919 их было 116 (7 тыс. детей), а к концу 1940 насчитывалось 983 (71,8 тыс. детей). После Великой Отечественной войны в короткие сроки были проведены работы по восстановлению разрушенных детских садов, с начала 50 х гг. развернулось строительство новых зданий. В 1960 в городе было 1310 детских садов и яслей, которые посещали 124,6 тыс. детей. С начала 60 х гг. стали создаваться объединённые дошкольные учреждения — детские ясли-сады, число которых быстро росло (в 1970—315, в 1980—677). Для них возводились здания по новому типовому проекту («Ленпроект», 1980). Раздельные детские сады и ясли уже не строились, и их число сокращалось. В 1970 в дошкольных учреждениях Ленинграда воспитывалось 176,4 тыс. детей, в 1980—267,7 тыс. Потребность населения города в дошкольных учреждениях в основном была удовлетворена. В 1990 в Ленинграде было около 1,8 тыс. дошкольных учреждений, в том числе 800 детских яслей-садов, около 660 детских садов и около 300 яслей. В них воспитывалось около 280 тыс. детей. Обеспеченность детей соответствующего возраста этими учреждениями составляла около 70%. Дети, лишившиеся родителей, воспитываются в 14 дошкольных детских домах по программе детского сада. Воспитателей дошкольных учреждений готовят Ленинградское областное педагогическое училище и педагогические училища № 3, 4, 5, 6, 7, 8.
      Общеобразовательная школа. Формирование новой единой школьной сети в городе закончилось к 1919. Она включала 382 школы (94,3 тыс. учащихся), в том числе 188 школ с классами 2 й ступени (6—9 й классы). Открывались школы для работающей молодёжи (первая — на 750 человек — создана в 1918 при Путиловском заводе и верфи в здании бывшей дирекции завода). В первые годы Советской власти для детей трудящихся организовывались «летние школы» (Петергоф, Стрельна, Павловск, Детское Село, Сестрорецк). Открывались загородные школы-колонии («Красные зори», «Советская школа-колония»), в которых проверялись новые формы и методы обучения и воспитания. В Ленинграде находилась известная школа имени Ф. М. Достоевского (Шкид), которую в 1920—25 возглавлял талантливый педагог В. Н. Сорока-Росинский.
      В 20 х гг. в Ленинграде получили распространение общеобразовательные школы с профессиональным уклоном (индустриальным, сельскохозяйственным, коммунальным и др.). Ученики проходили практику на соответствующих предприятиях и в учреждениях. В 1926—34 основным типом школы стала фабрично-заводская семилетка (ФЗС), преобразованная затем в неполную среднюю школу. С конца 20 х гг. строились новые школьные здания. Одно из первых советских школьных зданий — школа имени 10 летия Октября на проспекте Стачек (1927, архитектор А. С. Никольский, А. В. Крестин).
      В начале 30 х гг. введено всеобщее начальное, а затем и всеобщее семилетнее образование. Расширялось среднее образование: в 1927/28 учебном году в 133 средних школах училось 105,1 тыс. детей, а в 1940/41 учебном году в 419 средних школах — 402,9 тыс. детей. В 1935—40 в Ленинграде было построено 232 школы с хорошо оборудованными учебными кабинетами.
      В начале Великой Отечественной войны многие школьники были эвакуированы из Ленинграда, но часть детей оставалась в осаждённом городе. Для них работало свыше 100 школ (свыше 1,5 тыс. учителей). В годы блокады в результате артобстрелов и бомбардировок выведено из строя свыше 300 школьных зданий, часть из них разрушена. К началу 1947/48 учебного года работало 388 школ, в которых обучалось 350 тыс. школьников. В 50 х гг. быстро увеличивалось число средних школ: в 1952/53 учебном году их насчитывалось 242, а в 1956/57 учебном году — 334. В 1956—58 в Ленинграде проводилась опытная проверка нового учебного плана, включавшего трудовое обучение (169 школ). К началу 1958/59 учебного года в школах города при помощи промышленных предприятий созданы столярные, слесарные, швейные мастерские, кабинеты машиноведения и электротехники. В связи с введением восьмилетнего обязательного обучения к началу 1961/62 учебного года все семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние. За 1945—65 было построено 182 новых школьных здания (152,5 тыс. ученических мест). В 50 х — первой половине 60 х гг. значительно расширилась школьная сеть; в 1965/66 учебном году в 602 школах обучалось 442,6 тыс. учащихся. С 1956 открывались школы-интернаты, заменившие школьные детские дома (в 1956/57 учебном году в 49 детских домах воспитывалось 6400 детей-сирот и детей многодетных родителей). В 1963/64 учебном году в 61 школе-интернате было 30,6 тыс. учащихся; в 1987/88 учебном году в 23 ленинградских интернатах воспитывалось 9 тыс. сирот и детей, у которых родители лишены родительских прав.
      Во второй половине 60—70 х гг. школьное строительство велось в новых жилых массивах. За 1966—80 было построено 226 школьных зданий на 249,5 тыс. мест. Часть школ в центре города закрылась, произошло уменьшение общего числа школ. В 1980/81 учебном году их было 559 (421,3 тыс. учащихся). Численность школьников уменьшилась в связи с ростом сети ПТУ, куда после 8 го класса переходило до 40% учащихся. Начиная с 1977/78 учебного года в Ленинграде практически все ученики получали среднее образование либо в общеобразовательных школах, либо в средних ПТУ, либо в средних специальных учебных заведениях (техникумах, училищах). Росло количество школ и групп продлённого дня: в 1979/80 учебном году их было соответственно 28 (14 тыс. учащихся) и 2,2 тыс. (78,5 тыс. учащихся).
      Для детей, не имевших возможности по состоянию здоровья посещать обычные школы, открывались специальные. К 1966/67 учебному году потребность в них была удовлетворена. Во вновь построенных зданиях открылись школы-интернаты для детей с нервными заболеваниями и для перенёсших полиомиелит, а также вспомогательные школы.
      С середины 60 х гг. в школах вводились усовершенствованные программы, открывались школы с углублённым изучением иностранного языка: английского, французского, немецкого, испанского, итальянского, китайского, хинди (в 1987/88 учебном году — 38 школ). В результате перехода на кабинетную систему обучения в 1979/80 учебном году около 500 школ имели кабинеты физики, химии, биологии, математики, географии, русского языка и литературы, истории и обществоведения, иностранных языков (в том числе 164 с лингафонным оборудованием), кабинеты обслуживающего труда, физкультурные залы, в 34 школах имелись кабинеты автодела, в 8 — электромеханические кабинеты. К началу 1980/81 учебного года в Ленинграде было 17 межшкольных учебно-производственных комбинатов, которые осуществляли подготовку по 42 профессиям. Учебные цехи и участки были созданы в производственных объединениях «Электросила», «Ижорский завод», «Светлана», ЛОМО и др. (всего свыше 50 предприятий).
      В 1986/87 учебном году в 594 дневных общеобразовательных школах Ленинграда обучалось 515,7 тыс. учащихся. Общее образование взрослых осуществлялось в вечерних (сменных) и заочных школах. В 1970/71 учебном году в них обучалось 73,8 тыс. учащихся, в 1986/87 учебном году — 15 тыс. человек. В части школ организованы классы для детей 6 летнего возраста, такие же классы есть и в некоторых дошкольных учреждениях; в 1987/88 учебном году в них обучалось около 16 тыс. шестилеток. С 60 х гг. вводится дифференцированное обучение старшеклассников. В 1987/88 учебном году в 14 ленинградских школах осуществлялось расширенное изучение математики, физики, химии, биологии и литературы. С помощью учёных ЛГУ, Политехнического института (с 1990 Технический университет) и других вузов в 78 школах с 1988/89 учебного года организуется углублённое изучение математики, информатики и программирования.
      В школах города работали 25,4 тыс. учителей, в том числе 19 тыс. с высшим образованием. В Ленинграде регулярно проводились научно-практические конференции для учителей; в 1959, 1968, 1978 и 1987 состоялись городские съезды учителей. Среди ленинградских педагогов — Герои Социалистического Труда Н. А. Кирсанова (школа № 24), Л. М. Смирнова (школа № 533), Л. И. Шапкина (школа № 169). Учительнице Т. И. Гончаровой (школа № 536) присвоено звание народного учителя СССР. В Ленинграде работало (1990) свыше 120 заслуженных учителей РСФСР. Известен опыт учителей В. В. Бакрылова, В. Е. Радионова, Е. Н. Ильина, создателя коммунарской методики воспитания И. П. Иванова. В 1987/88 учебном году в городе действовало около 100 школ учителей-новаторов.
      В 1990 в Ленинграде в сети внешкольного воспитания занималось свыше 100 тыс. детей (20% всех школьников). В числе внешкольных учреждений — Дворцы и Дома пионеров и школьников (свыше 60), станция юных техников, станция юных натуралистов, станция юных туристов, детские парки (3), детско-юношеские спортивные школы (35). 215 тыс. ленинградских школьников отдыхали летом в 353 пионерских лагерях (см. Дворцы и дома пионеров и школьников), (см. Музыкальные школы и училища), (см. Художественные детские школы).
      Профессионально-техническое образование. В 1920—40 основным типом профессионально-технической школы была школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В числе первых открылась школа ФЗУ при одном из заводов Выборгской стороны (1921), затем были организованы школы при заводе «Электрик». Крупные школы ФЗУ действовали при Путиловском и Балтийских заводах. В 1927 в 61 школе ФЗУ обучалось 12 тыс. учащихся, в 1937 в 97 школах — 21,5 тыс. учащихся. Больше всего было школ ФЗУ при предприятиях машиностроительной, электротехнической и хлопчатобумажной промышленности. С 1940 после создания системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ реорганизованы в ремесленные и железнодорожные училища; открывались школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1956/57 учебном году в 24 ремесленных училищах, 28 школах ФЗО, в 19 технических училищах обучалось 21,6 тыс. человек. В 1959 все училища и школы трудовых резервов преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ). Ленинград был инициатором создания средних ПТУ, дающих молодёжи, наряду со специальностью, общее среднее образование. В 1980 в 144 ПТУ Ленинграда обучалось 91,4 тыс. учащихся, в том числе в 107 средних ПТУ — 60,3 тыс. учащихся. В 1986/87 учебном году в 148 ленинградских ПТУ обучалось 92,3 тыс. учащихся; в том числе в 137 средних ПТУ — 79,7 тыс. учащихся. Обучение велось по 360 массовым профессиям. В 33 ленинградских ПТУ с 1984 началась подготовка рабочих для гибких автоматизированных производств. Среди педагогов ПТУ — Герой Социалистического Труда, директор 10 го ПТУ Н. П. Зазнобин. Мастерами-наставниками ПТУ стали высококвалифицированные производственники — Герой Социалистического Труда Б. А. Журавлёв (ПТУ 90), дважды Герои Социалистического Труда А. П. Микалёв (СПТУ 6), В. А. Смирнов (ТУ 14). Среднее специальное образование. После Октябрьской революции, особенно в годы индустриализации, число техникумов и училищ быстро росло. В 1940/41 учебном году в Ленинграде было 144 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 31,2 тыс. человек. В послевоенные годы при снижении (за счёт укрупнения) числа учебных заведений численность учащихся в них резко возрастала (в 1950/51 учебном году — 45,2 тыс. учащихся, в 1965/66 учебном году — 122,8 тыс. учащихся). В 70 х гг. уменьшилось число занимавшихся на вечернем и заочном отделениях и увеличилось число учащихся дневного отделения (в 1980/81 учебном году общее число учащихся 110,5 тыс., в том числе на дневных отделениях 66,5 тыс.). Ленинградские техникумы (училища) ежегодно выпускают 27—29 тыс. специалистов. В 1989/90 учебном году в Ленинграде было около 90 средних специальных учебных заведений, в них обучалось около 100 тыс. учащихся.
      Высшее образование. После Октябрьской революции трудящимся был открыт широкий доступ в вузы. Для их подготовки к обучению создавались рабфаки. Первый рабочий факультет создан в 1919 при Первом Петроградском университете в помещении бывших Бестужевских курсов (в 1920 — около 600 учащихся). В 1920—21 открыты рабфаки при Политехническом и Технологическом институтах. В 1927 на рабфаках обучалось 6 тыс. человек, работало 6 вечерних рабфаков (без отрыва от производства), на которых занималось свыше 1,6 тыс. человек. В 1930 появился ряд новых отраслевых вузов, в том числе Кораблестроительный, Инженерно-экономический, Финансово-экономический, Текстильный институты, Электротехнический институт связи, Институт инженеров водного транспорта, Институт советской торговли, Институт киноинженеров, Институт народов Севера и др. Численность студентов ежегодно возрастала: в 1940/41 учебном году в 62 вузах Ленинграда обучалось 85,1 тыс. студентов (в 1938/39 учебном году — 78,1 тыс. студентов).
      В годы Великой Отечественной войны многие вузы Ленинграда были эвакуированы. В городе оставались работать лишь медицинские институты. В 1944 вузы возвратились из эвакуации. Многие родственные учебные заведения были слиты, открылись новые институты: Авиационного приборостроения (1945) и Гидрометеорологический (1945). В результате слияния в 1964 в Ленинграде осталось 43 вуза (в 1945 было 50). После войны постепенно увеличивались численность студентов и выпуск специалистов. В 1990 в Ленинграде действовало свыше 40 гражданских высших учебных заведений, где осуществлялась подготовка кадров более чем по 300 специальностям. В 1990/91 учебном году в Ленинграде обучалось около 170 тыс. студентов. См. также статьи об отдельных вузах и высших военных учебных заведениях.

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.


.

Смотреть что такое "Народное образование" в других словарях:

  • НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (народное просвещение) система воспитательных, учебных и культурно образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально …   Большой Энциклопедический словарь

  • Народное образование — I Народное образование         система образовательно воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства. В ряде стран наряду с… …   Большая советская энциклопедия

  • Народное образование — I Народное образование         система образовательно воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства. В ряде стран наряду с… …   Большая советская энциклопедия

  • Народное образование — Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Комплекс зданий среднего профессионально технического училища № 52 на набережной Обводного канала. Санкт Петербург. Народное образование. Первые… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • народное образование — (народное просвещение), система воспитательных, учебных и культурно образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического,… …   Энциклопедический словарь

  • «Народное образование» — общественно педагогический журнал, с 1918, Москва. Учредители (1998)  Редакция «Народное образование» и Педагогическое общество России. Издаётся в сотрудничестве с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.… …   Энциклопедический словарь

  • Народное образование — Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование  по законодательству РФ  целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… …   Википедия

  • Народное образование —     система воспитательных, учебных и культурно образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально политического,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Народное образование — ежемесячный педагогический журнал, издаваемый училищным советом при Святейшем Синоде с 1896 г. Редактор П. П. Мироносицкий …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — см. Система образования …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Народное образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.