- Нарвская застава
- Нарвская застава
-
исторический район в юго-западной части Ленинграда, к югу от Стачек площади. Название от заставы на почтовом тракте, связывавшем Петербург с Нарвой и Ревелем (ныне Таллинн). К югу от Н. з. располагались пригородные деревни Волынкина, Тентелевка, Емельяновка, Автово, загородные усадьбы знати (сохранилась бывшая усадьба Е. Р. Дашковой «Кирьяново», (см. Дашковой дача)). В 1801 в районе Н. з. размещён переведённый из Кронштадта чугунолитейный (впоследствии Путиловский) завод (ныне ПО «Кировский завод»). С середины XIX в. Н. з. — промышленная окраина Петербурга, населённая главным образом рабочими, с конца XIX в. — один из центров рабочего движения в Петербурге. Для борьбы с революционными выступлениями рабочих власти пытались использовать созданное священником Г. А. Гапоном «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». В конце 1904 — начале 1905 в деревне Тентелевка проходили совещания Нарвского отдела «Собрания», на которых был выработан текст петиции, с которой рабочие Н. з. 9 января 1905 двинулись к Зимнему дворцу. У Нарвской площади (ныне площадь Стачек) войска расстреляли шествие (в память об этом в 1920 заложен Сад имени 9 Января, ныне Детский парк имени 9 Января). В 1917 Н. з. вошла в Нарвский район Петрограда, организация РСДРП(б) Н. з. составила партийный Нарвско-Петергофский район. Рабочие Н. з. участвовали в Октябрьском вооружённом восстании 1917, сражались на фронтах Гражданской войны. В 1919—24 разработаны планы реконструкции Н. з. (архитекторы И. А. Фомин, Л. М. Тверской, Н. А. Троцкий, Л. А. Ильин), в 20—30 х гг. застроена площадь Стачек, в 1925—27 сооружён жилмассив на Тракторной улице (архитекторы А. И. Гегелло, А. С. Никольский, Г. А. Симонов), в 1927—30 — школа и Нарвский профилакторий (архитектор Л. В. Руднев; ныне в последнем городская больница имени В. Володарского), в 1931—35 — Кировского райсовета здание и др. Реконструкция района Н. з. прервана Великой Отечественной войной, многие постройки были повреждены в результате артобстрелов (восстановлены в 40—50 х гг.). К 60 м гг. застройка Н. з. в основном завершена; главная магистраль Н. з. — Стачек проспект.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
.