- Литейный мост
- Литейный мост
-
(в 1903—17 мост Императора Александра II, или Александровский), через Неву, соединяет Литейный проспект с улицей Академика Лебедева на Выборгской стороне. Построен в 1875—79 (инженер А. Е. Струве) на месте переведённого сюда около 1851 Воскресенского плашкоутного моста (с 1786 находился в створе Воскресенского проспекта (ныне проспект Чернышевского); отсюда название). Вопрос о строительстве Л. м. в 1867—74 обсуждался в правительстве, ему предшествовал международный конкурс (представлено 17 проектов). Л. м. — 6 пролётный, 5 пролётов перекрыты арочными сквозными фермами, поворотный пролёт у левого берега Невы имел раскосные фермы с ездой поверху. На литых чугунных решётках перил Л. м. (архитектор К. К. Рахау) изображение герба Петербурга. Опоры Л. м. устроены на кессонном основании. Л. м. — первый мост Петербурга, имевший с 1879 электрическое освещение («свечи» П. Н. Яблочкова на светильниках, изготовленных по проекту архитектор Ц. А. Кавоса). В 1965—67 Л. м. капитально переустроен (инженеры Л. А. Вильдгрубе, Н. Д. Шипов, К. П. Клочков, архитектор Ю. И. Синица) с сохранением части опор. Пролётные строения неразрезные, сталежелезобетонные, балочные, со сплошными стенками; поворотный пролёт заменён раскрывающимся однокрылым. На обоих берегах в 1966—69 сооружены транспортные развязки в двух уровнях. Длина моста (без тоннелей развязок) 396 м, ширина 34 м.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
- ЛИТЕЙНЫЙ мост
-
Литейный мост соединяет центральные районы города с Выборгской стороной. Построен через Большую Неву в створе Литейного проспекта, недалеко от места, где вправо от нее ответвляется Большая Невка.Шестипролетный Литейный мост явился вторым постоянным мостом через Неву. Он был сооружен по проекту военного инженера А. Е. Струве в 1875—1879 годах на месте наплавного моста. Вскоре после открытия движения мост, впервые в мире среди подобных сооружений, стал освещаться электрическими лампочками П. Н. Яблочкова.Во время Великой Отечественной войны в пролет моста попала бомба и пробила его, но не взорвалась. В 1966—1967 годах Литейный мост был почти полностью обновлен. При реконструкции заменили металлические строения, разводной пролет перенесли к более глубокой части русла. Значительно увеличили ширину моста. Его длина составляет 395 метров. У въездов на мост на обоих берегах реки сделаны развязки движения в двух уровнях. Все работы по реконструкции моста осуществлялись по проекту, разработанному институтом Ленгипротранс-мост (главный инженер проекта Л. А. Вильдгрубе, архитектор Ю. И. Синица). Имя Литейному мосту было дано по Литейному проспекту в Литейной части города, названия которых произошли от находившихся в XVIII веке на левобережной стороне Литейного двора и литейной слободы. Позднее мост переименовали. В справочниках и на картах Петербурга он значился Александровским или более официально — мостом Императора Александра II. Но это название не привилось, мост по-прежнему называется Литейным.
Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967.
.