- Ахматова Анна Андреевна
- Ахматова Анна Андреевна
-
(настоящая фамилия Горенко) (1889—1966), поэт. С раннего детства (1890) до 1916 жила в основном в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Училась в Царскосельской Мариинской гимназии (ныне г. Пушкин, улица Труда, 17; мемориальная доска), на Киевских высших женских курсах (1908—10). В 1910 вышла замуж за Н. С. Гумилёва. В 1911 вошла в «Цех поэтов» (сблизилась с О. Э. Мандельштамом и М. Л. Лозинским), стала одним из главным представители акмеистического направления. Выступала с чтением стихов в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака» (Михайловская площадь, 5), на Высших женских (Бестужевских) курсах, в Тенишевском училище и др. Сотрудничала в петербургских журналах «Аполлон», «Гиперборей», «Северные записки» и многих др.; в 30—40 х гг. — в журналах «Звезда» и «Ленинград»; опубликованные в них стихи и в целом творчество А. подверглось безапелляционной и несправедливой критике в выступлении в 1946 А. А. Жданова; в сентября 1946 А. (вместе с М. М. Зощенко) исключена из СП СССР, после чего А. не печатали до 1956.
Образ Петербурга — сквозная тема творчества А.: если в её первых книгах («Чётки», 1914; «Белая стая», 1917) Петербург — домашнее, обжитое пространство, где приметы городского пейзажа составляют неотъемлемый фон стихотворных событий и лирических переживаний («В последний раз мы встретились тогда...», «Стихи о Петербурге» и др.), то в послереволюционные годы Петербург становится самостоятельной поэтической темой («Согражданам», 1919). От ностальгических мотивов, «припоминания» культурно-бытовой среды города начала века, отдельных «петербургских сюжетов» («В Царскосельском парке», «Тот город, мной любимый с детства...», «Годовщину последнюю празднуй...»; фрагменты из автобиографической прозы «Запахи Павловского вокзала», «Город», а также «Пушкин и Невское взморье» и другие статьи и заметки, написанные в связи с изучением А. в 20 е и 50 е гг. творчества А. С. Пушкина и архитекторы пушкинского Петербурга) А. приходит к созданию обобщённого образа Города — Города Пушкина, Достоевского, Блока, символа духовной истории России, наследницей которой осознаёт себя А. в «сегодняшнем» Ленинграде. Центральным произведением, воплотившим такой образ Города, стала «Поэма без героя» (1940—62), где вызванный из небытия дореволюционный «маскарадный» фантасмагорический Петербург — «действующее лицо» поэмы, с которым А. ведёт диалог из своего ленинградского настоящего; поэма насыщена ассоциациями и реалиями (нередко скрытыми, как бы зашифрованными), воссоздающими культурно-бытовую жизнь Петербурга начала XX в.
Город военного времени (в блокадном Ленинграде в 1941—42 А. выступала в печати и по радио с чтением своих стихов; до 1944 в эвакуации в Ташкенте) — это образ единой Земли, которая не может погибнуть; к защитникам Ленинграда обращается А. В стихах «Мужество», «Клятва», «А вы, мои друзья последнего призыва...», «Первый дальнобойный в Ленинграде», «Сзади Нарвские были ворота» (цикл «Ветер войны», 1941—44).
Трагическое преломление образ Ленинграда получил в цикле стихов, объединённых в поэму «Реквием» (1935—40, 1962); в «Реквиеме», ставшем памятью общенародной трагедии (замысел возник после незаконного ареста сына А. — Л. Н. Гумилёва), возникает образ отчуждённой, «одичалой столицы» («И ненужным привеском качался / Возле тюрем своих Ленинград») с её атмосферой страха и произвола (аналогичные образы — в стихотворении «Немного географии», 1937?). А. жила в 20 е гг. В Мраморном дворце (улица Халтурина, 5, большую часть жизни провела во флигеле «Фонтанного дома» ((см. Шереметевский дворец), набережная р. Фонтанки, 34, — поэтический образ многих её стихотворений). В 1952—61 её квартира находилась на улице Красной Конницы, 3, затем на улице Ленина, 34, но большую часть времени А. проводила в Комарове. Похоронена на Комаровском кладбище. В Ленинграде в 1987 открыт Народный музей А. (ПТУ № 84, Кронштадтская улица, 15). В 1989 в садовом флигеле Шереметевского дворца открыт музей-квартира А.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
.