- Красная стрела
- Красная стрела
-
первый в сети железных дорог СССР фирменный поезд, курсирующий по Октябрьской ж. д. между Москвой и Ленинградом (№ 1/2). Впервые отправился из Ленинграда с Московского вокзала 10 июня 1931 в 1 час 30 минут и прибыл в Москву на Ленинградский вокзал в тот же день в 11 часов 20 минут. Средняя скорость составила 69,8 км/ч — рекордная по тому времени. В состав поезда входили 12 деревянных вагонов синей окраски. Поезд характеризовала высокая точность хода: по нему можно было сверять часы. С начала Великой Отечественной войны рейсы были прекращены на 2 года 9 месяцев; 24 июня 1941 поезд был поставлен на хранение в депо (96 вагонный сарай, где до Октябрьской революции стоял «царский» поезд).
Движение по Октябрьской железной дороге возобновилось в январе 1944; 20 марта 1944 поезд № 1 отправился в Москву. Так как ещё существовала опасность воздушных налётов, для обеспечения безопасности пассажиров в состав была включена бронированная платформа с зенитной установкой. В обновлённый поезд были включены 1 почтовый, 7 купированных, 3 мягких и 1 спальный вагон. В 1949 синяя окраска вагонов была заменена тёмно-вишнёвой. С декабря 1957 состав стали водить тепловозы. Рейсы совершались без смены локомотива, менялась только локомотивная бригада. В 1962 поезд переведён на тягу электровозом (сначала ЭР-1-107, позже ЧС-2Т и ЧС-200). В состав поезда входят 18 вагонов, время в пути 8 часов 30 минут. Чтобы обеспечить необходимые перевозки пассажиров в удобное время (ночь в пути), было решено ввести поезд-дублёр (№ 3/4), отправляющийся на 4 минуты позже и на 5 минут позже прибывающий в конечный пункт. Число пассажиров, перевезённых поездом № 1/2, превышает 20 млн. С 1965 при отправлении «К. с.» из Ленинграда по радио транслируется «Гимн великому городу» р. М. Глиэра.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
.