- Конка
- Конка
-
(конно-железная дорога), первый вид общественного транспорта в Петербурге. Вагон К. (синий, одно или чаще 2 этажный, с открытой верхней частью — империалом) везла по рельсам пара лошадей со скоростью около 8 км/ч. Перед подъёмом на высокие мосты припрягалась ещё пара лошадей. Первоначально (1860—91) К. использовалась как грузовой транспорт: линия (около 3 км) шла от Николаевской (ныне Лейтенанта Шмидта) набережной до Биржевой площади, затем продлена до пристаней в районе 17 й линии Василтевского Острова «Товарищество конно-железных дорог» (учреждено в 1862) построило пассажирскую К.: от Николаевского (ныне Московского) вокзала по Невскому проспекту на Стрелку Василтевского Острова (с 1863); от Адмиралтейской площади до 6 й линии Василтевского Острова; от Никольского рынка до Невского проспекта Коночный парк был на Литовском проспекте, 40 (не сохранился). В 1863—64 К. перевезла 1,5 млн. человек, в 1864—65—2 млн. «Акционерное общество конно-железных дорог» (учреждено в 1876) к 1877 построило 90 км путей (25 маршрутов). Ему принадлежали коночные парки: Рождественский — на Песках (ныне район Советских улиц), Московский — у Московской заставы, Василеостровский, Петербургский (на Петербургской стороне), Нарвский (в районе современной Тракторной улицы), Выборгский — на углу Лесного проспекта и Нейшлотского переулка. «Невское общество пригородной конно-железной дороги» (учреждено в 1878) открыло движение К. от Николаевского вокзала до деревни Мурзинка (ныне южная часть проспекта Обуховской Обороны); парк общества — в селе Александровское, на Шлиссельбургском (ныне Обуховской Обороны) проспект, 83. На городской железной дороге использовалось около 3,5 тыс. лошадей. В 1880 х гг. К. пытались заменить паровой железной дорогой; испытания проведены в 1886, затем введены 2 линии: от начала Большого Сампсониевского (ныне Карла Маркса) проспекта на Северной Выборгской стороны; от Знаменской (ныне Восстания) площади до деревни Мурзинка. Небольшой локомотив тянул первоначально 2—3, затем 4 коночных вагона. Обе линии по-прежнему именовались К., иногда паровой К., паровыми конно-железными дорогами. В 1902 городская управа выкупила права на эксплуатацию К. В 1906 в Петербурге было 32 маршрута К. протяжённостью свыше 150 км; перевезено 106 млн. человек; доход 5,5 млн. рублей. В 1907—17 К. заменена трамваем.
Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992.
.