- ДЫМ
- "Дым" — группа Виктора Троегубова, одного из основателей "Крематория", появилась на свет после того, как в результате творческих и личных разногласий, достигших своего пика в конце 1987 года, Виктор покинул родной коллектив. В "Крематории" Троегубов и Григорян были как две половинки единого организма — инь и янь. После расставания их группы зазвучали более цельно, звук и "Дыма", и "Крематория", не сдерживаемый оглядыванием друг на друга, сделался более чистым, идеи более прозрачными.
В тот момент вместе с Троегубовым из "Крематория" ушли и другие музыканты — Вадим Саралид-зе (скрипка), Сергей Пушкарев (бас) и Алексей Кондратьев (ритм-машина). Весной 1988 года они объявили о создании группы "Дым", в которую также вошел гитарист Андрей Мурашов. Первый концерт новой группы состоялся уже 22 марта. Сразу стало ясно, что для драйва необходим живой барабанщик, и в "Дым" был приглашен Александр Соломатин (концертмейстер ударной группы Московского камерного симфонического оркестра). Той же весной ансамбль приступил к записи первого альбома, в работе над которым Троегубову удалось наконец реализовать свою творческую потенцию, до тех пор сдерживаемую имиджем его прежней группы. Высокий профессионализм его музыкантов (а Саралидзе также играл в симфоническом оркестре) позволил Троегубову обратиться к редкому у нас стилю арт-рок. Альбом "Для умного достаточно" получил высокую оценку художественного совета фирмы "Мелодия" и увидел свет на виниле в 1991 г. Но... в этот момент Троегубов распустил свой "Дым" и вернулся в "Крематорий".
Приближался 10-летний юбилей "Крематория", и Григорян с Троегубовым попробовали зацементировать трещину в их дружбе и совместном творчестве. В феврале 1991 г. Троегубов вернулся в состав родной группы, а чуть позже привел и лдымов-ского? гитариста Андрея Мурашова (кстати, скрипач лДыма? Вадим Саралидзе впоследствии тоже будет приглашен Троегубовым для участия в записи лДвойного альбома? группы лКрематорий?). Однако после 4 лет жизни в "Крематории", где Троегубову пришлось поработать не только музыкантом и директором группы, но и возглавить акционерное общество лКрематорий?, став его единственным генеральным директором, вновь начались личные и музыкальные разногласия с Григоряном. В мае 1994 года Троегубов во второй и видимо последний раз покидает "Крематорий" и снова созывает "Дым", в который вновь приглашает своего соратника по лКрематорию? и лДыму-1? Сергея Пушкарева (на сей раз в качестве клавишника), а также новобранцев: гитариста Константина Латышева, басиста Андрея Устина и ударника Александра Дорофеева.
лДым? второго созыва старается воплотить давнюю мечту Троегубова о записи полноценного лтяжелого? альбома, нечто среднего между архаичным хард-роком и музыкой прогрессив. Латышев находит весьма удачные риффовые решения к песням Троегубова, однако на записи большинство гитарных партий сыграл уже другой гитарист — Григорий Моисеев из группы "Родмир", заменивший Латышева в 1996 г. В ноябре 1996 г. альбом "Мастер снов" вышел на фирме "Мороз Рекордз". Альбом получил высокую оценку как публики, так и критики, поскольку Троегубов снова угадал актуальные тенденции времени — хард-рок. Однако из-за хронических болезней отечественного шоу-бизнеса и отказа продюсеров поддерживать интеллектуальный рок, проект дальнейшего развития не получил.
Дискография:
1991 "Sapient! Sat (Для Умного Достаточно)" ("Мелодия" — LP 1991, "Солид Рекордс" — CD, 1993)
1996 "Мастер снов" (Мороз) — CD/MC
Русский рок. Малая энциклопедия. — ЛЕАН. 2001.