КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ

        Включает в себя: самоконтроль, состоящий из последовательных этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку; составление контрактов; работу в системе правил пациента.
        Поведенческие правила позволяют систематизировать элементы поведения, которые можно представить следующей формулой: когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Их называют еще АВС-парадигмой.
        Задача психотерапевта — озвучить и вербализовать эту формулу.
        Правила условно подразделяются так (Hoffman N., 1979):
        1) правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у больных положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»);
        2) правила, связанные с воздействием стимула (например: «После терапии все будет по-другому»);
        3) поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»);
        4) правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»);
        5) правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»);
        6) правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).
        В процессе терапии важно установить, кто и для чего создал то или иное правило, и попытаться произвести замену негативных правил на позитивные. Большое внимание уделяется целям обучения (психотерапии). Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализуются через «я хочу», а не «хотел бы». Формулировать проблемы лучше понятными для пациента терминами, нужно также очертить барьер, который он хочет преодолеть (например: «Я хочу преодолеть страх общения с незнакомыми людьми»). На занятии можно предложить пациенту (например, методом «мозгового штурма») найти альтернативные решения своей проблемы, записать все идеи на доске и вместе с ним выбрать самые интересные.
        Пока не достигнута одна цель, переходить к другой не следует.
        Психотерапевтические контракты — это запись предполагаемых изменений со стороны пациента. По возможности выбирается не бросающийся в глаза и удобный метод протоколирования и фиксируются любые изменения в процессе психотерапии.
        Таким образом, при К. н., в отличие от оперантного обучения, с индивидуумом не просто что-то происходит, а то, что он сам предпринимает на основе анализа поступающей информации.
        Познавательный (когнитивный) подход, обладая чертами «поведенческого», отражает суть рационально-эмоциональной психотерапии.
        Несовершенное мышление обнаруживается в том, что люди говорят сами себе; такой «саморазговор» воздействует и на поведение.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. . 2000.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "КОГНИТИВНОЕ НАУЧЕНИЕ" в других словарях:

  • когнитивное научение — pažįstamasis išmokimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visų informacijos formų suvokimo, apmąstymo, įsiminimo, perdirbimo, vertinimo vyksmas. Tai intelektinis žinių, o ne praktinių veiksmų, mokėjimų ir įgūdžių įsisavinimas. atitikmenys:… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Когнитивное научение — высшая форма научения, основанная на формировании животными функциональной структуры внешней среды с последующим использованием ее закономерностей и связей для построения программ поведения. Базируясь на более простых видах научения, К. н.… …   Словарь дрессировщика

  • Латентное научение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно исследовательской деятельности образа… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развитие человека (human development) — Р. ч. на протяжении жизни новейшая комплексная область эмпирических исслед. и теорет. осмысления жизненного пути чел.. Она включает: а) изучение жизни во всей ее широте от зачатия до смерти; б) исслед. жизни во всей ее глубине от меняющихся… …   Психологическая энциклопедия

  • модификация поведения — (от лат. modificatio изменение) предложенный американскими психологами, сторонниками бихевиоризма, метод регулирования социального поведения. Использовался сначала как клинический метод психотерапии для лечения неврозов, затем стал применяться в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • cognitive learning — pažįstamasis išmokimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visų informacijos formų suvokimo, apmąstymo, įsiminimo, perdirbimo, vertinimo vyksmas. Tai intelektinis žinių, o ne praktinių veiksmų, mokėjimų ir įgūdžių įsisavinimas. atitikmenys:… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • kognitives Lernen — pažįstamasis išmokimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visų informacijos formų suvokimo, apmąstymo, įsiminimo, perdirbimo, vertinimo vyksmas. Tai intelektinis žinių, o ne praktinių veiksmų, mokėjimų ir įgūdžių įsisavinimas. atitikmenys:… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • pažįstamasis išmokimas — statusas T sritis švietimas apibrėžtis Visų informacijos formų suvokimo, apmąstymo, įsiminimo, perdirbimo, vertinimo vyksmas. Tai intelektinis žinių, o ne praktinių veiksmų, mokėjimų ir įgūdžių įsisavinimas. atitikmenys: angl. cognitive learning… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… …   Энциклопедия Кольера

  • Теория ожидания (expectancy theory) — Понятие ожидания занимает центральное место в объяснении значительной части поведения млекопитающих и птиц. Когда, напр., необученную, голодную крысу первый раз помещают в стартовую камеру лабиринта, она обычно сопротивляется, расставляя лапы в… …   Психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»