- Психологическое тестирование: проблемы выживания (psychological testing: its survival problems)
-
П. т. — широкое понятие, охватывающее все типы профессионально разработанных тестов для оценки челов. способностей, достижений в обучении, умений, интересов, аттитюдов и личностных свойств. Употребление этого термина не следует ограничивать, как это иногда ошибочно понимается, только тестами, связанными с личностными свойствами и психич. адаптацией.
Исторически, П. т. тесно связано со становлением психологии как объективной и ориентированной на количественные измерения научной дисциплины, пришедшей на смену той субъективной и филос. области знания, какой она была на заре своего развития. П. т. оказалось первым разделом в области психол. знания, успешно применившим психол. принципы к решению практ. проблем. Его прикладное значение быстро возрастало по мере общественного признания и принятия П. т. в качестве широко используемой процедуры.
До начала 1960-х гг. практически не возникало серьезных угроз для выживания П. т. в том виде, как оно развивалось и использовалось. С т. зр. научных и профессиональных стандартов, для того чтобы выжить, тест должен быть надежным и валидным. Средства обеспечения и контроля надежности и валидности тестов были и по-прежнему остаются в руках их профессиональных разработчиков. На заре возникновения психол. тестов подвергавшиеся психол. тестированию лица редко имели право голоса. Это была лучшая пора для разработчиков и пользователей.
Конечно, на заре тестирования разворачивались горячие дискуссии в отношении психол. тестов (в частности, тестов IQ). При этом, однако, не возникало таких бурных споров вокруг самих тестов, какие разгорались вокруг проблемы интерпретации их результатов.
«Угрозы выживанию» психол. тестов начали проявляться по мере растущего и все чаще выражаемого беспокойства со стороны людей в связи с соблюдением их нрав в различных ситуациях, включ. те, в к-рых они могли получить отказ в приеме на работу или поступлении в вуз на основе показателя психол. теста, или в к-рой ребенка могли лишить возможности обучения в обычной школе по результатам теста. Акцент начал смещаться на те оценки по тесту, к-рые находятся ниже определенного критического уровня (отсечки), — людей волновала их обоснованность и справедливость.
Кульминацией господствовавших в обществе тенденций явилось принятие в 1964 г. Закона о гражданских правах (Civil Rights Act). To что этот закон включает раздел, относящийся к занятости (Раздел VII), вовлекает психол. тесты в круг вопросов, связанных с дискриминацией против неимущих соц. групп. В связи с этим, Комиссия по вопросу равных возможностей занятости (ЕЕОС, 1978) рассматривается многими как прямая угроза П. т. Единые правила проведения отбора наемных работников (Federal Uniform Guidelines on Employee Selection Procedures) нацелены главным образом на защиту меньшинств и неимущих соц. групп от дискриминации при найме. Ряд правительственных регулирующих мер адресован тж к проблемам граждан, имеющих различные категории инвалидности, и некоторые из них (особенно в сфере образования и занятости) затрагивают П. т.
Проблемы выживания. Какого рода угрозам подвергается П. т.?
1. Наиболее серьезной угрозе подвергается тестирование общего интеллекта. За исключением тестов достижений в школах, тесты общего интеллекта в настоящее время яв-ся наиболее часто применяемыми и используемыми из всех тестов. Тесты общего интеллекта имеют разнообразные наименования: интеллектуальные тесты, тесты IQ, тесты умственных способностей, тесты общей способности и тесты потенциала к обучению. Большинство «специализированных» тестов, не относящихся к этой категории, содержат компоненты оценки общего интеллекта.
Большинство тестов общего интеллекта и специализированных тестов, содержащих компоненты оценки общего интеллекта, яв-ся вербальными тестами «карандаша-и-бумаги». Угрозы связаны с обвинениями в адрес вербальных тестов в несправедливости их оценок в отношении групп, оказывающихся в неблагоприятных языковых условиях, таких как афро-, испано-, азиато- и коренные американцы.
Поскольку в письменных тестах невозможно избежать использования языка, при их разработке особое внимание следует уделять словарному запасу и уровням трудности чтения тестов, чтобы быть уверенными, что они не ограничивают возможности получения высоких оценок по тесту потенциально успешными студентами или кандидатами на работу единственно по этой причине. Релевантное содержание также должно предполагать включение в состав теста отвечающих его целевому назначению различных факторов общего интеллекта, таких как пространственная и числовая способности, способность к умозаключениям, ассоциативная способность и вербальная беглость.
2. Вторая угроза связана с различиями в оценках, получаемых по тесту членами меньшинств или соц. групп, находящихся в менее благоприятных условиях, в сравнении с членами соц. групп, воспринимаемых как благополучные. Проблема заключается в частом допущении со стороны критиков тестов, что валидность теста, к-рый приводит к различным распределениям оценок в группах, находящихся в разных соц., экономических и прочих условиях, уже в силу самого этого факта оказывается под угрозой. Если, напр., женщины, в силу своих биолог. особенностей не могут соответствовать валидным (реалистически связанным с работой) физ. требованиям, предъявляемым к пожарным в той же степени, в какой могут мужчины, то в этом случае надлежит использовать дифференцированный подход к распределениям оценок и предъявляемым к кандидатам требованиям.
3. Помогают или угрожают П. т. регуляторные меры профессионального или юридического характера? Любые «указания» стесняют свободу инициативы, ограничивают простор научного исслед. и экспериментирования, к-рые без них могли бы иметь место. В государственных постановлениях и указаниях соц. проблемы зачастую смешиваются с профессионально-научными проблемами тестирования. Профессионально-научные рекомендации зачастую оказываются слишком «академичными» и не всегда в должной мере учитывающими практ. требования.
4. Какие угрозы для выживания П. т. исходят от судов? Эти угрозы проистекают главным образом из переплетения соц. проблем с научной и профессиональной защитой психол. тестов. Это связано с использованием психол. тестов в ситуациях, где остро стоит проблема соц. защищенности. В области получения доступа к образованию тесты критиковались за ошибки, за возможность предварительного «натаскивания» и секретность результатов. В области кадровых решений процедуры найма и др. кадровые мероприятия подвергаются угрозам со стороны возникающих соц. проблем и судебных комиссий, направляющих свое внимание на эти соц. проблемы. Когда суд «выбрасывает» какой-либо психол. тест просто или главным образом потому, что он показывает неблагоприятные результаты при найме на работу меньшинств, при этом редко, если вообще учитываются, соображения валидности данного теста. Тем не менее, подобные судебные решения очевидно способствуют формированию негативного общественного мнения в отношении валидности этого теста.
Выживание П. т. в «клинической» области психич. здоровья не подвергалось угрозе со стороны судов в такой степени, как в двух предыдущих прикладных областях (образование и кадровые решения). Причины этого недостаточно ясны.
Угрозы выживанию П. т. со стороны судов могут уменьшаться с ростом взаимопонимания между адвокатами, судьями и профессиональными психометристами, чему может способствовать обмен знаниями.
5. Могут ли психол. тесты преодолеть угрозу «правды-в-тестировании»? Эту угрозу несут требования сделать используемые тесты открытыми и доступными, включ. детали вопросов и ответов, для всех подвергающихся тестированию. В частности, в штатах Нью-Йорк и Калифорния были приняты соответствующие законы в отношении тестов, используемых при поступлении в колледжи и университеты. Реализация такого рода требований повлекла бы за собой невозможность повторного использования того же самого теста, потребовала бы частых разработок и валидизации новых тестов, увеличила затраты и снизила качество и валидность разрабатываемых тестов.
6. Какие угрозы выживанию влекут за собой проблемы обоснования валидности психол. теста? Это все более ужесточающиеся требования к тому, чтобы обоснование валидности теста опиралось на статистически достоверные связи между тестовыми показателями и прогнозируемыми на их основе критериями. Это требование особенно сильно в образовании и области кадровых решений и менее выражено в клинических психол. областях, где тесты, как правило, используются и применяются в качестве вспомогательных средств клинической диагностики. Неадекватные и ненадежные критериальные измерения представляли собой проблему с самого начала исслед. валидности психол. теста.
Если критериальные измерения являются ненадежными и сами по себе невалидными, низкая корреляция с оценками психол. теста будет угрожать тесту ошибочно. В этом случае, является ошибочным критерий, а не тест.
Ни одна из угроз выживанию психол. тестов не нова по своей сути. Та или другая выходит на передний план в определенную эпоху, характеризующуюся определенной расстановкой сил в об-ве и связанными с ней соц. требованиями. В интерпретации угроз тестированию также следует учитывать существование области «искусства тестирования». Профессионалы, занимающиеся тестированием, будут использовать эти угрозы как стимулы к совершенствованию.
См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Анализ заданий, Надежность диагнозов, Тестирование и законодательство
Т. Хант
.