- Психологическое здоровье (psychological health)
-
Все психотер. системы имеют свой взгляд на природу чел., свою концепцию этиологии болезни и свое видение П. з. Это видение яв-ся конечной точкой успешной терапии в том виде, как она определяется в каждом отдельном направлении.
Некоторые исследователи, движимые неудовлетворенностью традиционными клиническими классиф. психич. здоровья, основанными на патологии, разрабатывают и эмпирически изучают модели положительного здоровья.
В первоначальной хартии ВОЗ видение здоровья было сформулировано в положительных терминах: «Здоровье есть состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи».
Изучение П. з. осложняется рядом проблем. Между наукой и челов. ценностями существует «серая область». П. з. представляет собой культурную ценность. Равновесие здесь очень хрупкое.
Различные взгляды на психологическое здоровье
Теории П. з. часто опираются на те представления о чел., к-рые присутствуют в каждой традиции.
Существуют 4 широких представления о природе чел., приведенные в табл.3. Согласно первой теории, чел. яв-ся плохим и в основе своей аморальным. Согласно второй теории, все люди рождаются хорошими, неиспорченными. Третья теория придерживается концепции tabula rasa — «чистого листа»: существование предшествует сущности. Четвертая теория утверждает, что люди с рождения обладают самоактуализирующейся сущностью, к-рая носит не только личный характер, как утверждает вторая теория, но и отражает божественную, космическую или трансперсональную искру, свойственную каждому. Имеются также теории, основанные на комбинации этих воззрений.
Таблица 3. Четыре представления о природе человека
1. От рождения плохой/аморальный
2. От рождения хороший, обладающий самоактуализирующейся сущностью
3. Tabula rasa: существование предшествует сущности
4. От рождения хороший, по своей сущности гармонирующий с божественным
Цель учения. Цель «доктрины» соотносится с пониманием П. з. и моделью природы чел., в рамках к-рой оно появилось (см. табл. 4).
Таблица 4. Цель учения
Теория
Представление о природе человека
Понимание здоровья
1
От рождения плохой/аморальный
Уменьшение порочности и/или стремление к спасению
2
От рождения хороший, обладающий самоактуализирующейся сущностью
Раскрытие себя
3
Tabula rasa: существование предшествует сущности
Создание себя
4
От рождения хороший, по своей сущности гармонирующий с божественным
Раскрытие своей сущности
1. Теория аморальной природы чел. Поскольку люди в основе своей плохи, целью может быть только одно — сделать их лучше. В рамках концепции психоанализа, целью яв-ся дать индивидууму больше контроля над импульсами Оно (Id); в традиционном христианстве цель — побудить людей стремиться к Богу и к спасению вследствие осознания своей первично греховной природы.
2. Теория доброкачественности. Согласно этой теории, понятие П.з. предполагает стремление (или побуждение) индивидуума раскрыть свою самоактуализирующуюся природу. Роджерс сказал: «Двигаться прочь от фасадов, долженствования, ублажения других, двигаться к правильной ориентации себя — к тому, чтобы стать более независимым, все больше доверять себе и ценить тот процесс, которым является сам человек».
3. Теория Tabula rasa: существование предшествует сущности. Согласно этой теории, главное в релятивистском мире — сделать свой собственный выбор, упорно двигаться в выбранном направлении (экзистенциализм) и обучиться навыкам, необходимым для оптимального функционирования в данной культуре (бихевиоризм).
4. Трансперсональный подход. Цель — пробуждение (нирвана, кеншо) в своем истинном Я, к-рое «яв-ся не отдельным Я», а частью большего (мирового, космического и т. д.) Я.
Представления о природе человека
Цель терапии. Для тех, кто исходит из первой теории, лучшее, что можно сделать — это прийти к к.-л. разрешению проблемы, т. е., к «наилучшим из возможных» условиям для Я. Задача терапии — раскрыть и понять первичные травматические события.
Психология Я. Психология Я (эго) использовалась разными лицами и в разные времена для описания широкого спектра подходов. Они располагаются на континууме от т. зр. неопсихоанализа на свободную от конфликтов сферу эго до представлений о врожденном, самоактуализирующемся интрапсихическом эго.
Представление об индивидууме. Вторая теория, представителем к-рой яв-ся Роджерс, исходит из того, что в каждом чел. имеется врожденный потенциал самоактуализации. Поэтому целью терапии является лишь обеспечение теплой, поддерживающей обстановки взаимного доверия, к-рая позволит чел. понять и принять свое врожденное Я.
Поведенческий подход. Этот подход используется как пример представлений с позиций третьей теории. В рамках поведенческого подхода имеется много различных группировок, каждая из к-рых включает дополнительные подгруппы. Поведенческая терапия предполагает наличие контракта между психотерапевтом и пациентом о выполнении определенных действий с целью модификации обозначенного проблемного поведения, с отдельным приложением в отношении неврозов и аффективных расстройств.
По мнению бихевиористов, чтобы быть свободными, люди должны знать о тех внутренних и внешних факторах, к-рые ими управляют. Это означает: а) иметь более точную информ. о последствиях альтернативного поведения; б) обучиться большему количеству навыков, необходимых для достижения целей; в) уменьшить тревогу, ограничивающую участие в выбираемых альтернативах. Свобода предполагает также точное знание о внутренней и внешней средах и орг-цию этих сред таким образом, чтобы максимизировать возможность индивидуального выбора.
В табл. 3 резюмируются эти три различные т. зр. — психология Оно, психология Я и поведенческая терапия. Эти взгляды отражают, соответственно, первую, вторую и третью теории.
Нетрадиционные подходы: четвертая теория — дзэн. Выше, описанные подходы сопоставляются в табл. 5 с восточным религиозно-философским учением дзэн-буддизма, представляющим подход с позиций четвертой теории. Восточная традиция исходит из того, что качества здорового чел. включают решимость и усилие, гибкость и приспособляемость, осмысленность, принятие жизни, проникновение в свое конечное Я, утрату чувства собственной важности, развитие в себе сострадания и стремления к бескорыстной помощи др. людям, углубление близких отношений с окружающими, повышение контроля над своим духом и телом и этические качества, такие как 4 абсолюта или неизмеримых состояния — сострадание (compassion), благожелательная радость (sympathetic joy), всеобъемлющая доброта (all-embracing kindness) и невозмутимость (equanimity).
Таблица 5. Сопоставление четырех школ психотерапии
Предмет обсуждения
Психодинамическая традиция (психология Оно: Фрейд)
Клиент-центрированная терапия (психология Я: Роджерс)
Теория соц. научения (поведенческая психология)
Дзэн-буддизм
Взгляд на природу чел.
Агрессивный, враждебный, неспособный контролировать свою жизнь, управляемый бессознательными силами
От рождения хороший, неиспорченный обладает интрапсихическим самоактуализирующимся Я.
При рождении — tabula rasa, лишенная «сущности»
Имеет врожденное чистое, хорошее, бессознательное Я (self), природа которого подобна природе Будды — оно во всем
Цель психотерапии
Сделать бессознательное сознательным, преодолеть детскую амнезию, раскрыть вытесненные воспоминания
Дать возможность чел. сознательно и глубоко прочувствовать (experience) такое Я
Намеченное поведение: при дефиците — обучить, при эксцессе — снизить; приведение поведения в соответствие с заданными критериями
Сделать бессознательное сознательным; услышать птицу, поющую в душе
Этиология заболевания
Подавление сексуальных и враждебных детских желаний инстанциями Сверх-Я и Я
Попытки соответствовать внешним требованиям и обязательствам; неспособность ассимилировать опыт в Я-концепцию
Средовые факторы; дефицит научения
Вера в то, что существует отдельное Я (self); жадность; самомнение; привязанности
Резюме
Не все из существующих взглядов на П. з. вписались в описанную модель четырех теорий. За ее пределами остались такие важные теории, как концепция индивидуации Юнга, концепция креативности Ранка и концепция самоактуализации Маслоу. М. Яхода указывает, что большинство определений положительного психич. здоровья фокусируется на одном (или нескольких) из следующих б аспектов: а) демонстрируемое чел. отношение к себе; б) стиль и степень самоактуализации; в) уровень личностной интеграции, достигнутый индивидуумом; г) степень достигнутой автономии; д) субъективная концепция окружающей реальности; е) степень овладения средой, достигнутая индивидуумом. Расширение познаний о положительном здоровье может многое дать клинической практике и потенциально всему об-ву в целом.
См. также Поведенческая медицина, Общественная психология, Психология здоровья, Здоровая личность, Психические болезни: ранняя история, Первичная профилактика психопатологии, Психоанализ
Д. Шапиро-мл.
.