- Пиковые переживания (peak experiences)
-
Первооткрыватель П. п., А. Маслоу, описывал их как необычные, волнующие, океанические, захватывающие, жизнеутверждающие и возвышающие переживания, к-рые выражают собой высшую форму восприятия реальности и даже оказывают мистический и магический эффект на испытывающего их чел.
Девятнадцать характеристик. Предложенные Маслоу понятия «самоактуализации» и постижения бытия иногда использовались попеременно с термином «П. п.». Девятнадцать характеристик, содержащихся в его оригинальной работе, вероятно, представляют наилучшее описание этого океанического и позитивного опыта.
В наиболее концентрированном виде их можно изложить следующим образом. Существует некое переживание целостности, единства, процессом восприятия к-рого полностью поглощен чел. Восприятия становятся богаче. Возникает дезориентация во времени и пространстве — чел. теряет из виду свое непосредственное окружение. Это положительный, а вовсе не болезненный или отрицательный опыт. Самоактуализировавшийся чел. легко уживается с противоположностями. Чел., находящийся на вершине, богоподобен, особенно в абсолютном, полном любви, неосуждающем, сострадающем и радостном принятии этого мира и любого др. чел. П. п. лишены страха, и поведение такого чел. характеризуется детской непосредственностью.
Положительный опыт. Маслоу уделил меньше внимания всему спектру положительного опыта, однако признавал существование «предгорья» или менее значительных, но все еще положительных, переживаний, вносящих свой вклад в самоактуализирующуюся личность. Для описания этих разновидностей положительного опыта часто используются семь категорий: божественный опыт, достижение вершин мастерства, душевное волнение, челов. взаимоотношения, красота, заслуженный успех и завершение.
Другие исследователи и теоретики пиковых переживаний. Мн. гуманистически ориентированные психологи и даже нек-рые бихевиористы рассматривали П. п. как вполне перспективные для научного исслед. Литература показывает, что высказывания Маслоу вызвали весьма широкую и разнообразную реакцию исследователей. Их обсуждение подняло многочисленные теорет. и филос. вопросы.
Однако опыт любого рода не приветствовался в качестве предмета исслед. в психол. лабораториях США. Маслоу ратовал, наряду с др., за «достойное место для опытных данных». Феноменология как изучение данных восприятия в противоположность объективным данным яв-ся естественной средой обитания пикового опыта. Говард Розенблатт и Айрис Бартлетт обнаружили связь пикового опыта с двумя важнейшими феноменологическими понятиями: парадоксальной интенцией и интенциональностью, а Томас Армор поддержал положение о том, что пиковый опыт представляет собой «трансценденцию обычной формы сознания, общей для всего челов. рода».
Пиковые переживания в образовании и искусстве. Маслоу считал, что двумя наикратчайшими путями инициирования П. п. яв-ся классическая музыка и секс. Утверждая, что музыка яв-ся механизмом инициирования пикового опыта, Маслоу, тем не менее, был горячим сторонником ритмических упражнений, спорта и танцев. Однако он тж рассматривал в качестве возможного пути к продуцированию П. п. мат. образование.
Поддержка нек-рых из этих предположений не замедлила прийти в форме эмпирических исслед. В ответ на вопросы, поднятые Маслоу в отношении образования, Нэнси Уилгенбуш рассмотрела возможность реализации призыва Маслоу к развитию челов. потенциала в области образования учителей.
Исследователи в области музыки тж ответили на этот призыв Маслоу. Дж. А. Пеннингтон разраб. процедуру количественного измерения пикового опыта в музыке.
Эмпирические данные и изучение отдельных случаев придают достоверность идее взаимосвязи между иск-вом и пиковым опытом.
Наркотический опыт. В своих ранних описаниях пикового опыта Маслоу допускал возможность рассмотрения наркотических переживаний как обладающих определенным сходством с пиковым опытом. Однако он категорически отрицал такую возможность в своих поздних работах, как об этом пишет Милдред Хардимен. П. п., к-рые способны реально изменить чел., возникают как закономерное следствие и награда за его труды.
См. также Эмоции, Феноменологический метод
Т. Лэндсмен
.