Клиентоцентрированная терапия (client-centered therapy)

Клиентоцентрированная терапия (client-centered therapy)

К. т. — один из важнейших подходов в консультировании и психотер. Принципы К. т. были сформулированы Карлом Роджерсом в 1940 г., гл. обр. на основе опыта его работы в 1930-е гг. в качестве директора детского психокоррекционного центра в Рочестере (штат Нью-Йорк).

Центральная гипотеза. Этот метод помощи людям основан на убеждении в том, что, при условии оптимального психол. климата, каждый чел. располагает огромными внутренними ресурсами для понимания себя, изменения своих представлений о себе и о др., а тж для выработки собственной линии поведения.

Условия, стимулирующие рост. В 1957 г. Роджерс опубликовал статью The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality chang («Необходимые и достаточные условия для терапевтического изменения личности»). Три из этих условий относятся к аттитюдам терапевта или предлагаемым терапевтом условиям: а) искренность, близость к реальности, или конгруэнтность; б) принятие клиента, забота о нем, высокая положительная оценка или безусловно положительное отношение; в) эмпатическое понимание. Др. условиями являются: а) психол. контакт между клиентом и терапевтом; б) клиент должен быть уязвимым, тревожным, т. е. находиться в состоянии инконгруэнтности; в) клиент должен воспринимать или «регистрировать» эти предлагаемые терапевтом условия. Аттитюды терапевта определяются следующим образом.

Конгруэнтность. Считается самым главным из всех условий. Терапевт осознает свои внутренние, интуитивные чувства и свободно выражает их клиенту. У него есть желание быть прозрачным в отношениях. Терапевт старается создать равноправные межличностные отношения, а не занимать профессиональную позицию, вынуждающую его скрывать или маскировать личные чувства.

Безусловно положительное отношение. Терапевт положительно оценивает уникальную индивидуальность клиента. Он хочет узнать, понять и принять все мысли и чувства клиента, его поведение, вне зависимости от своего согласия с этим. Забота терапевта о клиенте не требует чего-то взамен, он в равной мере уважает как проявляемые клиентом по отношению к нему растерянность, враждебность, подавленность, так и ясность понимания, любовь и оптимизм.

Эмпатическое понимание. Терапевт выслушивает то, что клиент пытается сообщить, в особенности на уровне эмоций, и делится с ним своим пониманием этого. Такая обратная связь происходит как на вербальном, так и на невербальном уровнях. Основой является положительное отношение терапевта к картине мира в восприятии клиента, а тж его интерес к тому, чтобы сопровождать клиента в его исслед. этого мира, и готовность принять участие в этом исслед.

Изменения клиента. Гипотеза К. т. состоит в том, что, если аттитюды терапевта воспринимаются клиентом, последний будет меняться в предсказуемых отношениях. Большинство из них входят в рамки двух осн. конструктов теории личности — Я и текущий опыт или переживание, тесно взаимосвязанных между собой. Хотя происходящие в процессе К. т. изменения подтверждены данными эмпирических исслед. и иной литературы, они относятся в значительной степени к людям, извлекающим пользу из мн. др. психотерапевтических подходов. Два самых главных рез-та успешной К. т. — повысившийся уровень самооценки и большая открытость опыту. Сопутствующие изменения включают: а) смягчение представлений клиента о своем идеальном Я, способствующее повышению конгруэнтности между Я и идеалом; б) улучшение понимания себя; в) перемещение от внешнего к внутреннему локусу самооценки; г) повышение уверенности в себе; д) улучшившееся принятие окружающих и более положительные и непринужденные отношения с ними; е) ослабление защитных тенденций, скрытности, чувства вины и опасности; ж) повышение способности испытывать и выражать сиюминутные эмоции; з) раскрытие и развитие того, что признается частью себя; и) принятие большего многообразия опыта, к-рый м. б. как положительным, так и отрицательным; к) повышение доверия к тому, что кажется правильным для данного чел.; л) большая готовность «быть в движении», отказаться от твердых целей и ожиданий, сознавать возможность существования более чем одной реальности; м) возросшая чувствительность и реализация интуитивных и выходящих за пределы сознательного Я способностей; н) повышение сознания своей способности влиять на окружающих и представлять собой силу в мире.

Значение для теории личности и научных исслед. Помимо революционной идеи о том, что терапия может успешно осуществляться без директивного руководства клиентом и интерпретаций, Роджерс, сформулировав очень ясное определение нового недирективного, или клиентоцентрированного, подхода и опубликовав полные дословные протоколы сеансов терапии, открыл запертые до того двери в кабинеты психотерапевтов, дав тем самым мощный стимул к эмпирическим исслед. Он считал, что психотер. доступна объективному изучению, и вместе со своими учениками и сотрудниками разраб. инструментарий для его проведения.

В ун-те штата Огайо в начале 1940-х гг. Бернард Дж. Ковнер совместно с Роджерсом разраб. систему аппаратурной аудиозаписи, продемонстрировав неполноту традиционного метода письменной фиксации содержания психотерапевтического сеанса, а Э. X. Портер и У. Ю. Снайдер впервые разраб. системы категоризации высказываний клиента и ответов психотерапевта. Виктор Рэйми измерял динамику отношения клиента к самому себе в ходе терапии в целом ряде др. проектов. В Чикагском ун-те в 1946 г. были полностью записаны 10 случаев терапии, и дословные протоколы были подвергнуты исчерпывающему анализу. За проектом «параллельного изучения» последовал др., более масштабный и усложненный, рез-ты к-рого были опубликованы в книге под редакцией Роджерса и Даймонда в 1954 г. Целью этого проекта было, прежде всего, измерение Я-концепции, идеального Я и отношений между ними до, во время и после терапии.

В Висконсинском ун-те в 1957 г. Роджерс, Юджин Гендлин и др. провели проверку клиентоцентрированной гипотезы во всестороннем исслед. стационарных больных шизофренией. Исследовательская и практ. работа в штате Огайо и ун-тах Чикаго и Висконсина сопровождалась непрерывным процессом дальнейшего развития теории.

После переезда Роджерса в Калифорнию философия К. т. подверглась такому широкому разветвлению, что вместо термина «К. т.» все больше стали использоваться термины «личностно-центрированный подход» и «образ бытия». Книги и учебные фильмы, выпущенные Роджерсом и его сотрудниками после его переезда в Калифорнию, определяют размах его «спокойной революции». Отличительными чертами этой революции были его лидерство в движении групп встреч, способствующие гуманизации всей системы образования; интеграция опытного и когнитивного научения, изучение проблем взаимоотношений между расовыми, религиозными и политическими группами в США, Северной Ирландии, Польше и Южной Африке; помощь в адапт. ок. 1000 общинам эмигрантов из 22 стран и описание растущей личностной силы конкретных людей в контексте психотер., брака, образования, пром-сти и национальных правительств.

См. также Когнитивные терапии, Эффективные компоненты психотерапии, Эффективность психотерапии, Основы личностно-центрированного подхода, Психотерапия, Рефлективное слушание

Н. Дж. Раскин


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»