- Глобальные кризисы (global crises)
-
В последней декаде XX в. от 15 до 20 млн чел. ежегодно умирало от причин, связанных с недоеданием. Эта ситуация усугублялась бурным ростом населения планеты, численность к-рого удваивается каждые 40 лет, сказываясь «практически на всех аспектах экосистем земли, [включая]... ускоряющееся ухудшение среды обитания человека и сокращение природных богатств, необходимых для ведения сельского хозяйства». К числу экологических проблем относятся загрязнение окружающей среды, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, эрозия почв, уменьшение озонового слоя, накопление диоксида углерода, потепление вследствие парникового эффекта и вымирание мн. видов животных и растений.
Психологические корни глобальных кризисов
Причины совр. кризисов кроются в убеждениях, к-рые формируются у людей в отношении себя, других и мира в целом. Убеждения, касающиеся себя, включают предположения о своих ограниченных возможностях, такие как «Я ничего не могу сделать с этим». Убеждения, касающиеся других, нередко сводятся к обвинениям типа «Не мы, а они сами виноваты в том, что голодают». Подобная позиция может привести к тому, что Эрик Эриксон называет псевдовидообразованием.
Сумма антагонистических убеждений «мы против них» порождает мировоззрение, в к-ром мир представляется полем битвы, где силы света (мы) должны сражаться с силами тьмы (другие). Такие убеждения являются одновременно и причиной и следствием убежденности в том, что решения могут достигаться только путем установления господства.
Многочисленные сомнительные убеждения лежат в основе милитаристских стратегий, включ. такие печально известные примеры, как «Наращивание вооружений — гарантия безопасности» и «Ядерную войну можно выиграть». Подобные сомнительные убеждения относительно мира — «Все безнадежно» или «Ничего нельзя сделать» — усугубляют чувства апатии и отчаяния и могут стать самоисполняющимися пророчествами. Убежденность в том, что земля и все живое на ней существуют лишь в качестве ресурсов хозяйственной деятельности человека и не имеют самостоятельной ценности, поощряет бездумное растрачивание природных богатств и экологическое равнодушие. Заявления типа «Я предпочитаю не задумываться об этом» ослабляют мотивацию реагировать должным образом.
Психодинамика
Проекция провоцирует осуждение путем приписывания несознаваемых теневых аспектов Я-образа и мотивов другим, т. о. порождая то, что Джером Франк называет «образом врага». Даже примирительные действия «враждебной» стороны расцениваются как признаки обмана. Такие психол. механизмы, приведенные однажды в действие, могут приобрести смертоносную силу. Эмоциональное воздействие страданий других может ослабляться посредством интеллектуализации. Напр., «пропаганда ядерного оружия» ведется «сдержанным и бескровным языком, посредством к-рого разработчики стратегий ядерной войны высасывают реальность из своих действий». Результатом действия этих защитных механизмов является то, что Роберт Лифтон называет душевным онемением (наркотизацией сознания).
Поведенческие перспективы
Последствия экологических кризисов зачастую обнаруживаются и признаются с большой задержкой во времени (напр., фторуглеродное разрушение озонового слоя). Однако электорат обычно переизбирает политических лидеров, к-рые обещают скорые блага: принцип «после нас хоть потоп». Лица, принимающие решения, нередко отделены пространством и временем от последствий своих решений. Они могут развязывать войны на др. конце Земли, позволять миллионам людей голодать или принимать законы, разрешающие загрязнение окружающей среды.
Перспективы социального научения
Обзоры более 3000 научных исслед. показывают, что СМИ, особенно телевидение, оказывают огромное психол. и соц. влияние на поведение людей. При согласии с эксперим. доказательствами влияния телевидения как источника образцов поведения, к-рым следует многомиллионная аудитория, есть причины для беспокойства по поводу того, что с телеэкранов на зрителей обрушиваются потоки насилия криминального и военного характера, воздается хвала агрессивному и потребительскому стилям жизни, причем явное предпочтение отдается программам, обращенным к зрительским ощущениям и эмоциям и избегающим анализа серьезных глобальных проблем.
Психологические концепции Востока. Буддистская психология предлагает тонкий анализ индивидуальной и соц. патологии, утверждая, что все виды патологии можно проследить до трех осн. причин: «ядов» страсти (addiction), антипатии (aversion) и заблуждения (delusion). Др. азиатские психол. школы полагают, что страсть «подливает масла в огонь» жадности, стяжательства, фрустрации и снижает гибкость и способность к выбору. Антипатия — желание уклониться от встречи с неприятными раздражителями или атаковать их — это зеркальное отображение страсти и источник гнева, брани, страха и оборонительной позиции. Как восточным, так и западным психологам хорошо известно, что такое «отравленное» поведение вызывает лишь временное удовлетворение. Заблуждение (омраченность) ума, говорят азиатские психологи, — это состояние сознания, к-рому не хватает ни ясности (оптимальности), ни рациональности. Ложные убеждения фильтруют и искажают восприятие, мотивацию и чувство идентичности человека во мн. важных, но не признаваемых отношениях, к-рые редко сознаются в силу их общности для каждой данной культуры.
Многое в нашем мире и коллективном поведении иначе как безумием не назовешь. «Они говорят, что мир стоит на краю безумия», — гласил заголовок публикации Американской психол. ассоц., посвященной итогам Всемирного конгресса по психическому здоровью, состоявшегося в 1983 г. Осознание этого безумия необходимо для смягчения его проявлений и глобальных осложнений, грозящих жизни всего человечества.
Психологические основы предупредительного поведения
Ниже приводятся гипотетические основы эффективного реагирования на причины кризисов, выделенные в предыдущем разделе. Убеждения. «Базовые представления, сохраняемые культурой или отдельным чел., оказывают огромное влияние на судьбу их обладателя». Когда традиционные представления отстают от культурного прогресса и оказываются неадекватными при применении к новым ситуациям, начинаются периоды соц. нестабильности или даже кризиса. Наша культура, возможно, находится именно на такой стадии. Выбирая наши убеждения, мы тем самым выбираем и представления, к-рые будут ориентирами нашей культуры в будущем, потому что, как сказал Грегори Бейтсон, «мир отчасти становится таким, каким он представляется в нашем воображении». Ниже приведена выборка гипотетических убеждений, к-рые, став нашими личными убеждениями, могли бы принести пользу всем людям:
1. Убеждение относительно себя. Я способен сделать полезный и неповторимый вклад в общее благо.
2. Убеждение относительно других. Несмотря на различия культур и идеологий, все люди принадлежат к одному челов. роду, со сходными экзистенциальными предрасположениями (givens), страхами, защитами и устремлениями.
3. Убеждение относительно мира. Можно найти решения проблем, угрожающих выживанию человечества и экологической стабильности.
Это лишь часть убеждений, к-рые могли бы составить основу психологии выживания. Собранные вместе, такие убеждения могут поддерживать осторожный, отчасти самоосуществляющийся реализм и оптимизм в отношении мира, поощрять ответственность, самоэффективность и сознательный выбор каждого человека, а тж эмпатию и осознание челов. общности.
Образование. Поскольку причины мн. ложных убеждений и неправильного поведения кроются в невежестве, из этого следует, что существенная роль в их исправлении должна отводиться образованию. Г. Уэллс говорил: «Человеческая история все больше превращается в соревнование между образованием и гибелью». Лишь в неск. школах и ун-тах читаются удовлетворительные курсы по глобальным проблемам, и редкие кафедры психологии и психиатрии предлагают курсы, посвященные вопросам психол. значимости своих дисциплин. Здесь специалисты в области психич. здоровья могут реализовать свою жизненно важную роль.
Теория социального научения и СМИ. Принимая во внимание психол. и соц. влияние СМИ, решающее значение может иметь стимулирование выпуска программ с соц. направленностью. Специалисты в области психич. здоровья доказали вредное воздействие мн. популярных программ СМИ. Эту работу можно было бы продолжить в направлении расширения исслед. и просвещения публики, работников СМИ и законодателей в отношении последствий содержания вещания.
Общность, разделяемые цели и универсальность. Осознание общности важно хотя бы потому, что мн. трудности, с к-рыми люди сталкиваются в наше время, не признают традиционных границ. Нарушение экологического баланса, загрязнение и радиоактивное заражение окружающей среды не останавливаются из уважения перед пограничными знаками того или иного государства. Джером Франк говорит: «Стоящая перед психологией задача заключается в том, как заставить всех людей осознать, что независимо от того, нравится им это или нет, Земля становится единым сообществом». К этой задаче добавляется еще одна — как заставить людей осознать, что для решения глобальных проблем необходима кооперация, причем не только потому, что эти проблемы не под силу решить к.-л. одному народу, но и потому, что, как показывают исслед., сотрудничество в достижении желаемых целей, к-рых ни одна группа не в состоянии достичь в одиночку, возможно, является одним из самых эффективных путей преодоления взаимной враждебности.
Т. о., задача в том, чтобы изменить восприятие людей в неск. важных отношениях, а именно перейти: а) от сосредоточения на различии к сосредоточению на сходстве; б) от дуалистического акцента на конфликтующих группах и культурах к объединяющему пониманию общей челов. природы; в) от фрагментарного мировоззрения, разделяющего человека и природу (да и саму природу на части), к холистическому взгляду на мир, признающему единство и взаимосвязь всех его частей.
Специалисты в области психического здоровья и кризисы
Специалисты в области психич. здоровья способны внести существенный вклад в решение глобальных проблем. Они могут содействовать повышению уровня общего и специального образования, читая лекции, публикуя статьи и выступая в масс-медиа; открывать актуальные курсы; давать консультации частным лицам, группам и законодателям, занимающимся этими вопросами, а тж проводить профильные исслед.
См. также Альтруизм, Посредничество в конфликте, Распределительная справедливость, Этические проблемы в психологии, Локус контроля, Власть, Государственная политика, Социальные вмешательства, Социопсихологические детерминанты войны и мира, Дзен-буддизм
Р. Уолш
.