- Экзорцизм (exorcism)
-
Э. (заклинание бесов) — это обряд, формализованный римско-католической церковью в XVII в., проводившийся над чел., проявляющим признаки одержимости бесами. Этот обряд, описанный в Ritual romanum в 1614 г. и все еще признаваемый в качестве официальной процедуры, был нацелен на дьявола или «злого духа», предположительно поселившегося в теле одержимого. В ист. плане одержимость бесами — одно из наиболее привлекательных и волнующих объяснений расстройств поведения — в Ветхом завете упоминалась лишь однажды. Однако одержимость нередко упоминается в Новом завете. Четыре успешных случая заклинания бесов были продемонстрированы Христом. Т. Остеррейх в классической книге «Одержимость и экзорцизм» (Possession and exorcism) утверждает, что объяснения, осн. на идее одержимости бесами, были распространены во мн. странах мира в различные времена на всем протяжении истории.
Признаки одержимости бесами могут включать такие проявления, как отвратительное зловоние, плотно сжатые губы, неспособность молиться, странное содержимое рвотной массы, вращение глазами, демонстрацию сил, выходящих за пределы физ. возможностей чел., выкрикивание непристойностей, изменения личности, пророчествования, конвульсии и употребление или понимание чужого языка. Подавляющее большинство среди признанных одержимыми составляли женщины.
В период раннего христианства умение заклинать бесов считалось особым даром. Позднее, в середине III в., церковь ввела официальную должность экзорциста (заклинателя). Экзорцистом обычно было духовное лицо низшего ранга. Э. состоял из двух частей: сначала экзорцист укреплял себя молитвами; затем бес — часто упоминаемый экзорцистом — подвергался оскорбительным нападкам и ему приказывалось покинуть тело одержимого. Считалось, что выздоровление наступает с обретением чел. своего прежнего состояния, свойственного ему до одержимости. Совр. римско-католическая вера проводит различие между большим и малым Э., в зависимости от степени демонстрируемой одержимости. Краткий экзорцистский обряд часто включается в обряд крещения римско-католической церкви.
См. также Псевдопсихология, Религия и психология
Ч. Фишер
.