- Словарные тесты (vocabulary tests)
-
В издании 1994 г. каталога Tests in print IV перечислено 40 англоязычных С. т. (нек-рые не вошли в этот список). Однако подобные перечни яв-ся лишь верхушкой айсберга. Наряду со словарными субтестами многочисленных интеллектуальных тестов и тестов достижений существуют еще разнообразные вербальные тесты, к-рые сильно коррелируют со словарными, требуют знания слов и измеряют во многом ту же самую функцию: словесные аналогии, синонимы—антонимы, классиф. слов и т. п.
С. т. обладают большой привлекательностью. Если бы можно было предположить, что все респонденты выросли в одном и том же общем окружении и имели сходные возможности в пополнении словарного запаса, оценки последнего в таком случае отражали бы способность. Однако большая часть традиционного обучения нацелена на приобретение понятий в специфической области, поэтому увеличение словарного запаса оказывается важным аспектом приобретения знаний. Словарный запас яв-ся базовым компонентом для овладении навыками чтения и письма, а тж необходимой предпосылкой различных форм интеллектуальных усилий.
Высокие интеркорреляции пунктов С. т. имеют следствием высокую надежность этих тестов, измеренную как путем оценки внутренней согласованности, так и методом взаимозаменяемых форм. Эмпирическая валидность С. т. в ситуациях, требующих интеллектуальных способностей, тж имеет тенденцию быть высокой, поскольку мн. интеллектуальные действия почти синонимичны оперированию вербальными понятиями.
См. также Меры интеллекта
Ф. ДюБуа
.