- Алжир
- Алжир
Алжирская Народная Демократическая Республика, государство в Северной Африке. На территории Алжира сохранились разновременные мегалитические сооружения. К неолиту восходят наскальные изображения в Тассилин-Аджер, Тассилин-Ахаггар. В конце 2-го - 1-м тысячелетии до н. э. в прибрежных районах возникли финикийские колонии - города Картенна (ныне Тенес), Икозиум (ныне Алжир), Гиппон, Иол (ныне Шершель). Большое воздействие на искусство древнего Алжира оказывала художественная культура Карфагена. В период Нумидийского царства (III-II вв. до н. э.) формировались многие города (столица Цирта, ныне Константина), развивалось искусство, сочетавшее местные народные черты с пуническими (карфагенскими) и греческими элементами (стелы, фрагменты скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства). Римское завоевание (I в. до н. э.) обусловило развитие искусства Алжира в русле художественной культуры Рима Древнего; многие города (Джемила, Тимгад, Типаса, Константина) сохранили руины римских зданий с мозаиками, рынков, мостов, акведуков, триумфальных арок. От периода византийского владычества дошли остатки христианских базилик, мавзолеев, баптистериев, крепостей (Тимгад). Из произведений изобразительного искусства римского и византийского времени выделяются мозаики (особенно римские) выразительным и динамичным рисунком, красотой и богатством палитры; сохранились произведения скульптуры, фрагменты орнаментной резьбы по камню (архитектурный декор), памятники художественного ремесла. С арабским завоеванием (конец VII в.) и внедрением ислама искусство Алжира претерпевает воздействие культуры Арабского халифата. Постепенно под влиянием социально-экономических, политических и этнических факторов, контактов с арабским Востоком и арабской Южной Испанией на территории Алжира складывается одна из ветвей средневековой арабо-берберской художественной культуры (см. Мавританское искусство). О средневековой культуре автохтонного населения Алжира - берберов дают представление руины столицы берберского государства Хаммадидов Кала-Бени-Хаммад. В средневековых городах Алжира выделяются укрепленное городское ядро - медина с узкими извилистыми улицами и цитадель - касба с дворцом правителя. Разрабатываются местные типы мечети, разделённые рядами подковообразных, часто фестончатых арок на поперечные нефы, минарета в виде квадратной в плане башни с зубцами и купольным павильоном вверху (Тлемсен), завия. В архитектурном декоре широко применяются сталактиты, орнаментная резьба по стуку, керамические облицовки. Преимущественное развитие получают орнамент и каллиграфия. В период турецкого господства (XVI-XVIII вв.) искусство Алжира принимает многие черты османского зодчества и декора. Местные традиции сохраняются в художественном творчестве кочевых племён. В период колониального господства Франции (1830-1954) из военных французских фортов развиваются города с регулярной планировкой и застройкой зданиями европейского типа: Сиди-Бель-Аббес; Орлеанвиль (Эль-Аснам), ныне Эш-Шелиф. На архитектуру Алжира XX в. заметное воздействие оказали идеи Ле Корбюзье (в 30-х гг. член комиссии по планировке г. Алжир), повлиявшие на строительную деятельность в Алжире французских архитекторов и инженеров (П. А. Эмери, Б. Зерфюсс, Л. Микель). Народное жилище сохраняло традиционные черты. В городских домах дворик с галереями и лоджиями замкнут двух-, трехэтажными помещениями, верхние этажи нависают над улицами на деревянных консолях; в декоре богатых домов - глазурованные керамические облицовки, резной стук. В селениях преобладают дома из камня или глины, с глухими стенами и плоской земляной кровлей; на севере (район Кабилия) - с двускатной черепичной крышей; в сахарских районах - с каменными куполами на алебастре. Изобразительное искусство в Алжире XIX - начала XX вв. было представлено преимущественно работами французских художников. В 1881 в г. Алжир была основана Национальная школа архитектуры и изящных искусств. В 1920-30-х гг. работали первые живописцы-алжирцы - братья Мухаммед и Омар Расим, Темам Ранем. После провозглашения независимости Алжира большое внимание уделяется жилищному и школьному строительству (группа архитектора А. Коппа). В 70-х гг. в сельской местности строятся "социалистические деревни" - типовые посёлки с жилыми домами на 1-2 семьи, школой, почтой, мечетью; в городах и пригородах - туристические и гостиничные комплексы с элементами национальной архитектуры. В 1977 в Константине построен университетский комплекс (по проекту бразильского архитектора О. Нимейера). Вхудожественной жизни современного Алжира ведущую роль играет Национальный союз работников изобразительного искусства, объединяющий живописцев, скульпторов и графиков различных творческих направлений; союз ставит перед собой задачу развития изобразительного искусства по всей стране. 70-е гг. отмечены особенно широким развитием жанров и видов живописи (от миниатюрной, возрождающей средневековые арабские традиции, до монументальной, от реалистически правдиво отражающей события современности, до авангардистской). Прикладное искусство Алжира XIX-XX вв., как и в средние века, представлено металлическими сосудами с чеканкой и гравировкой, ювелирными изделиями, расписной керамикой, узорными тканями, коврами, вышивкой. Наряду с народным творчеством в современном Алжире развивается профессиональное декоративно-прикладное искусство.
Минарет мечети Сиди Хальви в Тлемсене. 1353.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 7, 10, 11, М., 1969-73; Т. Каптерева, Искусство стран Магриба. Древний мир, М., 1980.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.