Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика


Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика
Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика
        Дагестан. В составе РСФСР. Расположена в восточной части Северного Кавказа. На территории Дагестана выявлены поселения эпох энеолита (Гинчи) и бронзы (Верхний Гуниб), близкие современным аулам по террасообразному расположению домов, углублённых в склон горы. Близ г. Избербаш открыто огромное раннесредневековое городище Урцеки с остатками мощных крепостных стен, домов с канализацией, бань, храмов огня и др. К V и VI вв. восходят сырцовые и каменные укрепления грандиозной оборонительной системы "Дагбары" ("Горная стена"; прямоугольные форты и стена длина свыше 40 км, идущая к морю и в горы от крепости Дербента), в архитектуре которой сказалось влияние зодчества сасанидского Ирана. С арабским завоеванием (VII-VIII вв.) и распространением ислама в Южном Дагестане появились мусульманские культовые здания (каменная трехнефная Джума-мечеть в Дербенте, III в., кирпичные своды восстановлены в XIV в.; мечети XI-XIII вв. в селе Калакорейш, Рича и др.). В отдельных христианских (до XV в.) горных селениях строились церкви (в Датуне, конец X - начало XI вв.). В средние века сложились характерные для Дагестана аулы, подобные крепостям. Узкие улицы-тоннели и улицы-лестницы, тесно застроенные каменными домами, обступали общественную площадь и Соборную мечеть. В аулах Дагестана много мечетей - обычно каменные, прямоугольные в плане, с плоской (реже двускатной) крышей на резных деревянных столбах, с галереей по фасаду, с резьбой по камню и стуку. Возводились отдельные крепости (над аулом или торговым путём), круглые и квадратные каменные башни разного назначения, каменные арочные мосты, акведуки, купольные мавзолеи. В Дербенте сложилась местная архитектурная школа, представленная памятниками XIV-XV вв. и XVII-XVIII вв., близкими архитектурными памятниками Азербайджана. В XIX в., после присоединения Дагестана к России, строились крепости для русских гарнизонов (Бурная), г. Петровск-Порт (ныне Махачкала).         

Памятники изобразительного и декоративного искусства Дагестана восходят к эпохам неолита (наскальные изображения, глиняные сосуды), энеолита (расписная и чернолощёная с геометрическим орнаментом керамика) и бронзы (керамика с налепами, металлические подвески, бляхи). Концом 2-го тысячелетия до н. э. датируются наскальные высеченные и нарисованные изображения людей и животных, сцен охоты. О влиянии искусства скифов (вплоть до средневековья) свидетельствуют находки из могильника Бежта. В горных районах найдены литые бронзовые статуэтки, связанные с культом плодородия. Искусство Южного Дагестана в конце 1-го тысячелетия до н. э. испытало влияние культуры Кавказской Албании, в III-V вв. н. э. - сасанидского Ирана. К VI-X вв. относятся каменные фигуры барсов и львов (из Дербентской крепости), ажурные бронзовые пряжки (из могильника Бежта), поливная керамика, резные костяные накладки. Местоположение Дагестана на стыке торговых путей из Восточной Европы в Закавказье, Иран и Переднюю Азию обусловило своеобразие его средневекового искусства. Сцены охоты, борьбы, жертвоприношений и др. на каменных плитах и тимпанах и на бронзовых котлах из аула Кубачи, выполненные то в пластическом высоком рельефе, то в плоскостной графической манере, стилистически восходят к переднеазиатским и иранским сасанидским традициям. Широкое развитие получили орнаментальная резьба по камню (Дербент, Кубачи) и дереву, бронзовое литьё, чеканка по меди (Гоцатль), необычайно яркое и многообразное ювелирное искусство (Кубачи), керамика (Балхар, аулы Кала, Испик). В XVI-XVII вв. формируются традиционные узоры: "тутта" (ветка), "махарай" (заросли). В XIX в. складываются новые художественные промыслы (Унцукуль). Во многих районах издавна ткут ковры, плетут циновки, вяжут узорные носки.         

В советское время строятся новые города (Каспийск, Избербаш) и рабочие посёлки, реконструируются старые города (Дербент, Махачкала), ведётся обширное строительство жилых и общественных зданий (Дом правительства и драматический театр в Махачкале и др.). Повсеместно развиваются традиционные виды народного и декоративного искусства (мастера А. М. Абдурахманов, И. А. Абдуллаев, Р. А. Алиханов), а также профессиональное изобразительное искусство, начало которому в Дагестане положили живописцы М. А. Джемал, Ю. А. Моллаев, М. Юнусилау, скульптор X. Н. Аскар-Сарыджа. В 1950-80-х гг. активно работают живописцы-станковисты А. И. Августович, В. Н. Горьков, X. М. Курбанов и другие, монументалисты - Ш. Шахмарданов, Г. Камбулатов, графики С. М. Салаватов, К. А. Мурзабеков, братья Сунгуровы, А. Н. Шарыпов и др., скульпторы Аскар-Сарыджа, Г. Н. Гейбатов, А. М. Ягудаев и др.; развивается декоративное искусство, сценография. В 1938 основано Дагестанское отделение СА СССР, в 1935 - отделение СХ Дагестанской АССР.



Бронзовый литой котел. Кубачи. Кон. 13 - 14 вв. Эрмитаж. Ленинград.
Бронзовый литой котел. Кубачи. Кон. 13 - 14 вв. Эрмитаж. Ленинград.



Цитадель. Нарын-кала в Дербенте. 6 - 19 вв.
Цитадель. Нарын-кала в Дербенте. 6 - 19 вв.



К. А. Мурзабеков.
К. А. Мурзабеков. "Базар" (из серии "Дагестан"). Линогравюра. 1964.

Литература: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; Искусство Дагестана. Альбом, М., 1981.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.