- Гуттузо Ренато
- Гуттузо Ренато
(Guttuso) (р. 1912), итальянский живописец и график, общественный деятель, борец за мир. Глава неореализма в итальянском изобразительном искусстве. Почетный член АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям итальянской культуры, объединившимся вокруг журнала "Corrente" (Милан). Во время второй мировой войны в 1943-45 участвовал в Движении Сопротивления. В послевоенный период лидер реалистического крыла объединения "Новый фронт искусства" (1946-48). В конце 30-х - начале 40-х гг. выступил с рядом антифашистских произведений, отразивших в экспрессивной, порой символически обобщённой форме героическую борьбу и страдания народа ("Расстрел", 1938, Галерея современного искусства, Рим; серия рисунков "С нами бог!", тушь, темпера, 1944-45). В конце 40-60-х гг. переживал период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений XIX-XX вв. (критического реализма, экспрессионизма и др.), Гуттузо стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы времени. В своих произведениях он воссоздаёт широкую и многогранную панораму жизни современной Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту социальных противоречий. Он отражает разобщённость людей в буржуазном мире, нищету и бесправие народных масс, их борьбу за социальное обновление ("Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии", 1948-50, Германская АХ, Берлин), обращается к героическому революционному прошлому итальянского народа ("Битва у моста Аммиральо", 1951-52, собрание Фельтринелли, Милан). Художник-демократ, Гуттузо утверждает новые эстетические и социальные ценности, создавая исполненные суровой правды и вместе с тем обобщённые образы людей из народа ("Человек, который ест спагетти", 1956, собрание Фаринелли, Рим; "Рокко у патефона" ("Воскресенье у калабрийского рабочего"), 1960-61, ГМИИ). В целях усиления эмоционального воздействия своих работ, беспощадно точных по реалистическим наблюдениям, Гуттузо часто использует резкое, контрастное звучание цвета, динамизм композиции, драматическая выразительность смелого и острого рисунка, обобщенную лепку форм. Важное место в творчестве Гуттузо занимают национальные пейзажи, исполненные строгого величия ("Пейзаж в Калабрии", 1953), и натюрморты, простые по мотивам, проникнутые ощущением связи вещей с трудом человека ("Корзина, клещи и молоток", 1961, собственность автора). В работах конца 60-70-х гг. художник откликается на острые актуальные политические события, обличает реакционную политику мирового империализма ("Смерть П. Тольятти", 1965; посвящённая фашистскому перевороту в Чили композиция "Новости", 1971). В ряде работ он воплощает глубокие раздумья о месте и назначении художника ("Посещение", 1971). Стремясь к обновлению художественного языка и образного строя произведений, Гуттузо в 70-х гг. прибегает к соединению реальных и воображаемых образов, пространственным смещениям, использованию приёмов фотомонтажа. Пронизанное подлинным гуманизмом и демократизмом творчество Гуттузо оказало большое влияние на итальянских художников, а также на ряд мастеров других европейских стран. Золотая медаль Мира Всемирного Совета Мира (1950).
Р. Гуттузо. "Человек, пересекающий площадь". 1960-е гг. Частное собрание.
Литература: А. Г. Барская, Ю. А. Русаков, Р. Гуттузо, (Альбом), Л.-М., (1965); В. В. Горяинов, Графика Р. Гуттузо, (М., 1972); Р. Гуттузо. Каталог, М., 1972; Del Guercio A., R. Guttuso, Mil., 1971.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.