- Грузинская Советская Социалистическая республика
- Грузинская Советская Социалистическая республика
Грузия. В составе СССР. Расположена в центральной и западной частях Закавказья. Архитектура. Древнейшие поселения на территории Грузии восходят к энеолиту (селище Шулаверис-гора). К эпохе ранней бронзы относится селище Квацхелеби близ Гори, к эпохе бронзы и раннему железному веку - городище Нацар-гора, курганы Триалети, Самтавро. От древнейших государственных образований (конец 1-го тысячелетия до н. э. - первые века н. э.) сохранились памятники, свидетельствующие о развитых строительных приёмах: акрополь Мцхеты, городище Вани. Литературные источники говорят о существовании в Грузии на рубеже н. э. различных типов народного жилища, в частности дарбази - прямоугольные в плане дома с деревянным шатровым ступенчатым перекрытием (гвиргвини), - получившего распространение и в последующее время. С первой половины IV в. с принятием христианства и началом развития феодальных отношений строятся укреплённые города (Уджарма, Тбилиси). В большом количестве сохранились храмы. Ряд церквей варьирует форму базилики (базилики V-VI вв. - Болнисский сион, Анчисхатская в Тбилиси; оригинальные трехцерковные базилики, где нефы разделены не устоями, а стенами, - в Дманиси, и др.). Со второй половины VI в. ведущее место занимают центрально-купольные храмы, преимущественно четырехапсидные (тетраконх в плане; Ниноцминда). Наиболее совершенно разработана композиция четырехапсидного здания с куполом на тромпах (знаменитый храм Джвари, Атенский сион); интересны круглые купольные храмы - тетраконхи с круговым обходом и хорами (Бана, Ишхани). Тип купольных церквей с 4 подкупольными устоями представлен храмом Цроми. Вторая половина VI - первая половина VII вв. - период расцвета архитектуры, для которой характерны строгость стиля, тщательная пластическая разработка фасадов, облицованных, как и интерьеры, гладко отёсанным камнем. Декор сдержанный: резные оконные навершия и отдельные рельефы на фасадах.
Заторможенное арабским завоеванием строительство вновь разворачивается в VIII-IX вв. в самостоятельных грузинских княжествах и царствах (Тао-Кларджети, Абхазии, Кахетии). О сложных творческих исканиях в это время свидетельствуют значительные памятники (собор в Самшвилде, храмы в Гурджаани и Вачнадзиани), отмеченные разнообразием композиционных решений. В период развитого феодализма (середина X в. - рубеж XIII-XIV вв.) архитектура вновь достигает мощного расцвета. Возникают новые и развиваются многие старого города; строятся крепости, большие соборы, монастырские ансамбли. В культовой архитектуре ведущим становится тип прямоугольного в плане крестово-купольного храма с удлинённой продольной осью, с высоким барабаном и куполом, опирающимся на столбы, и крытым шатром; на фасадах - аркатуры, пышная резьба, внутри стены и своды сплошь расписаны. При общей живописности сохраняется тектоническая ясность композиции: храмы в Кумурдо, в селе Ошки (оба - X в.), храм Баграта в Кутаиси (X-XI вв.), собор Алаверди, собор Светицховели в Мцхете, храмы Самтависи, Никорцминда (все - XI в.), Гелатский монастырь. В XII-XIII вв. продолжалось строительство грандиозных пещерных монастырей (Давид Гареджа, Вардзиа). Из памятников гражданской архитектуры сохранились руины царского дворца в Гегути (основные части - XII в.), академии в Икалто и Гелати (обе - XII в.).
От XIV-XVIII вв. сохранились городища (Греми, XVI в.), храмы, монастыри, замки (Ананури, XVI-XVII вв.), крепости (Хертвиси), караван-сараи, мосты. С присоединением Грузии к России в начале XIX в. официальные сооружения возводятся в стиле классицизма. На рубеже XIX-XX вв. выступает грузинский архитектор С. Г. Клдиашвили (дворянская гимназия, ныне здание университета, в Тбилиси). Со второй половины XIX в. в городской архитектуре господствует эклектизм, в начале XX в. встречаются попытки использования национальных архитектурных форм и мотивов (Грузинский дворянский земельный банк, ныне Республиканская публичная библиотека имени К. Маркса, в Тбилиси, 1912-16, архитектор А. Н. Кальгин).
Новый этап в развитии грузинской архитектуры начался после Октябрьской революции 1917. В советское время, особенно с 30-х гг., вместе с осуществлением планов социалистической индустриализации развернулись работы по реконструкции городов, курортов, строительству жилых домов и общественных зданий. В 20-30-х гг. возводятся здания в духе советского конструктивизма (санатории, дома отдыха), применяются традиционные национальные архитектурные формы (ЗАГЭС, 1927, архитекторы Кальгин, М. С. Мачавариани, К. А. Леонтьев; стадион "Динамо" в Тбилиси, 1933-37, А. Г. Курдиани). После Великой Отечественной войны 1941-45, особенно с 50-х гг., усиленным темпом идёт реконструкция старых городов (Гори, Цхалтубо), возникают новые города, связанные с крупными индустриальными объектами (город металлургов Рустави и др.). В Тбилиси и других городах построены административные здания (главный корпус Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси, 1938-53, архитекторы В. Д. Кокорин и Г. И. Лежава, при участии В. Д. Насаридзе), театры, учебные, спортивные сооружения.
С конца 50-х гг. в Грузии широко внедряются индустриальные методы строительства. Создаются новые архитектурные формы и объёмно-пространственные композиции на основе новых конструкций и материалов. Среди сооружений 60-80-х гг.: Дворец спорта (1961, архитекторы В. Ш. Алекси-Месхишвили, Ю. С. Касрадзе, конструктор Д. И. Каджаиа), гостиница "Иверия" (1967, архитектор О. Д. Каландаришвили, при участии И. С. Цхомелидзе), концертный зал филармонии (1971, архитектор И. Н. Чхенкели, конструктор Ш. В. Газашвили), Министерство автодорожного транспорта Грузинской ССР (1977, архитекторы З. Джалагания, Г. Чахава и др.), Дом торжественных событий (1984, архитекторы В. С. Джорбенадзе и др., художник З. А. Нижарадзе и др.) - все в Тбилиси. Огромный размах приобрело жилищное строительство. Создаются районы многоквартирных жилых домов, отвечающих местным климатическим условиям. Разработаны генеральные планы крупных городов и курортов, утверждён новый генеральный план Тбилиси (1970, архитекторы Чхенкели, А. В. Джибладзе, Г. А. Джапаридзе, Г. Ш. Шавдия). Всё больше применяется синтез архитектуры со скульптурой, мозаичными, живописными и чеканными панно (Дом бракосочетаний в Тбилиси, 1965, архитекторы Ш. Д. Кавлашвили, Р. Г. Кикнадзе, скульпторы Г. А. и И. А. Очиаури; станции Тбилисского метрополитена, с 1966). Развернулось курортное строительство (особенно в Цхалтубо и Пицунде) и строительство на селе. Ведутся работы (с 70-х гг.) по реконструкции исторических районов гг. Тбилиси, Сигнахи. Изобразительное искусство. Древнейшие памятники изобразительного искусства Грузии - художественные изделия из металла и керамика - восходят к энеолиту. К первой половине и середине 2-го тысячелетия до н. э. относятся золотые, серебряные и бронзовые изделия из Триалети, украшенные цветными камнями, чеканными изображениями людей и животных, а также чернолощёная и расписная керамика, к рубежу 2-1-го тысячелетий до н. э. - бронзовые бляхи, пояса так называемого кобано-колхского круга, украшенные гравированными изображениями животных. От периода рабовладельческих государств сохранились погребения с украшениями из золота с гранатами, камеями и т. п., выполненными в местных художественных традициях, серебряной привозной посудой, стеклом, керамикой ("Ахалгорийский клад", V в. до н. э., и др.). После принятия христианства в Грузию приходят из центров христианского Востока новое содержание и новые формы изобразительного искусства, которые грузинские мастера перерабатывают, создавая собственную художественную школу. Средневековое изобразительное искусство Грузии представлено декоративной скульптурой, чеканкой по металлу, резьбой по дереву, монументальной живописью, мозаикой, миниатюрой. Скульптура (рельефы на фасадах храмов, каменных стелах) и чеканка проходят эволюцию от пластичности форм, унаследованной от эллинистического искусства (рельефы храма Джвари), к плоскостности и орнаментальности (рельеф из Опизы, IX в.). В X-XI вв. поиски пластичной моделировки форм знаменуют новый этап развития скульптуры Грузии (чеканные кресты из Ишхани, тондо с изображением св. Мамая - всё в Музее искусств Грузинской ССР; каменные рельефы на храмах Светицховели в Мцхете и в Никорцминде, на алтарной преграде Шио-Мгвиме). Произведения чеканки XII-XIII вв. украшены растительным орнаментом и цветными деталями (Хахульский складень с многочисленными эмалями; произведения Бека и Бешкена Опизари). Самые ранние из уцелевших памятников монументальной живописи примыкают по стилю к кругу древнехристианских памятников Переднего Востока (мозаичные полы храма в Пицунде, IV-V вв.; алтарная мозаика храма в Цроми, VII в.). Затем намечается отход от эллинистических принципов, изображения становятся плоскостно-линейными (росписи церкви монастыря Додо в комплексе Давид Гареджа). Монументальная живопись достигает блестящего расцвета в XI-XIII вв. Росписи сплошь покрывают все внутренние стены и своды храмов. Появляются житийные циклы местных святых, портреты исторических лиц (царь Георгий III, царица Тамара в храмах Вардзиа, Бетания, Кинцвиси); принесённые из Византии иконографические образцы творчески перерабатываются.
Для грузинских росписей этого времени характерны сдержанность мягко сгармонированного колорита, линейность письма. Развитие идёт от строгой монументальности произведений X-XI вв. (росписи Атенского сиона) к динамичности и декоративной изысканности в рисунке и колорите живописи начала XIII в. (росписи храма в Кинцвиси). Кроме столичной школы, к которой принадлежат названные фрески, а также мозаика и часть фресок храма Гелатского монастыря (XII в.), существуют местные школы: в Сванети, Кахети и др. В искусстве миниатюры (самые ранние - IX-X вв.) различают две тенденции: одна, характеризующаяся линейной манерой письма, подцвеченным рисунком (Мцхетская псалтырь, X в., Институт рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси), связана с местными художественными традициями; вторая следует приёмам византийских парадных рукописей с их техникой многослойного письма и применением золота. Декоративно-прикладное искусство средневековой Грузии представлено перегородчатой эмалью, Расписной керамикой, вышивкой. В XIX в. важное значение имела связь с западноевропейским и русским искусством. Зарождается и развивается станковая живопись, главным образом портрет. Первый представитель реалистической портретной живописи - Г. И. Маисурадзе. В 1880-90-х гг. появились художники демократичного направления: Р. Н. Гвелесиани, А. Л. Беридзе: крупнейший из них - Г. И. Габашвили - автор портретов, пейзажей, бытовых картин. В конце XIX - начале XX вв. выступают близкие по своей социальной направленности к передвижникам живописец А. Р. Мревлишвили, график А. И. Гогиашвили, а также живописец М. И. Тоидзе. На рубеже XIX-XX вв. появляются произведения основоположника современной грузинской скульптуры Я. И. Николадзе и талантливого самоучки - живописца-примитивиста Н. Пиросманашвили. В советское время становление грузинского искусства проходило в борьбе за социалистический реализм. В живописи 20-30-х гг. развиты пейзаж (А. Г. Цимакуридзе, Д. Н. Какабадзе, Е. Д. Ахвледиани, В Н. Джапаридзе), портрет (К. К. Магалашвили), появляются темы индустриализации страны, преобразования села. Легендарно-фантастические сюжеты разрабатывает Л. Д. Гудиашвили. В 30-х гг. особое внимание уделяется историко-революционной тематике (М. И. Тоидзе, И. М. Тоидзе, А. К. Кутателадзе, В. В. Сидамом-Эристави), старому и новому быту (У. М. Джапаридзе, К. Б. Санадзе). Распространение получила агитационно-политическая графика - плакаты мастерской ГрузкавРОСТА (выпускались с начала 20-х гг.; А. К. Кутателадзе, С. О. Надарейшвили и др.). Развивается книжная графика (И. А. Шарлемань, В. Д. Григолиа). Иллюстрации создают Гудиашвили, С. С. Кобуладзе, Т. Г. Абакелия, И. М. Тоидзе. Станковая графика посвящена главным образом революционной борьбе народа (Д. Е. Кутателадзе), социалистическому строительству (В. Ф. Кутателадзе). В скульптуре ведущее место занял портрет (Я. И. Николадзе, Н. П. Канделаки, Н. Д. Церетели), развивалась также монументальная скульптура (К. М. Мерабишвили, В. Б. Топуридзе, Ш. В. Микатадзе), в том числе сюжетный рельеф (Г. Д. Сесиашвили, Абакелия). Как театральные художники работали И. И. Гамрекели, Какабадзе, П. Г. Оцхели, Ахвледиани, С. Б. Вирсаладзе и др. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 большое развитие получила агитационная графика, особенно плакат (И. М. Тоидзе и др.). В живописи и скульптуре создавались портреты воинов-героев, картины на исторические и военно-патриотические темы. Интерес к этим темам сохраняется и в послевоенные годы. С конца 50-х гг. углубляются творческие поиски, усиливается внимание к специфическим средствам изобразительного искусства. Нередко характерны острые композиционного построения, подчас повышенная экспрессия. В области тематические картины работают, нередко тяготея к широким образным обобщениям, Г. К. Тотибадзе, Д. Г. Хахуташвили, Б. К. Швелидзе, Г. В. Тоидзе, Г. У. Нармания, Г. Д. Геловани, К. М. Махарадзе, Р. Т. Тордиа и др.; как портретисты, кроме художников старшего поколения, выступают Н. А. Янкошвили, Э. Л. Каландадзе, З. А. Нижарадзе. Получившая интенсивное развитие монументальная живопись (мозаика, роспись) представлена творчеством Р. И. Стуруа, З. К. Церетели, Б. А. Бердзенишвили и др. В графике значительны работы В. Д. Григолиа, А. М. Бандзеладзе, Д. В. Эристави, Р. Г. Тархан-Моурави, Д. М. Нодиа, Т. Р. Мирзашвили и др. Среди театральных художников выдвинулись Д. М. Тавадзе, П. Г. Лапиашвили, творческий коллектив "Самеули" (О. М. Кочакидзе, А. Н. Словинский, Ю. Г. Чикваидзе) и др. В монументальной скульптуре активно выступают Э. Д. Амашукели (автор статуи "Мать-Грузия" и памятника Вахтангу Горгасалу в Тбилиси), М. И. Бердзенишвили, Г. А. Очиаури, Мерабишвили, Г. В. Кордзахиа, Г. К. Каладзе и другие. В станковой и декоративной пластике работают Б. Г. Авалишвили, Т. Г. Асатиани и др. Возрождаются искусство чеканки по металлу (Г. З. Габашвили, И. А. Очиаури и др.), керамика (З. П. Майсурадзе, А. Г. Какабадзе и др.). Архитекторов готовит Грузинский политехнический институт имени В. И. Ленина в Тбилиси, художников и архитекторов - тбилисская АХ. В 1933 основан Союз художников Грузинской ССР, в 1934 - Союз архитекторов Грузинской ССР.
Храм Джвари. 586/587 - 604.
Хахульский складень. Чеканка по металлу и перегородчатая эмаль. 1-я пол. 12 в. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.
Арсукисдзе. Патриарший собор Светицховели в Мцхете. 1010 - 1029.
"Сон Иосифа". Фрагмент росписи в Атенском сионе. 10 в.
Л. Д. Гудиашвили. "Рыба цоцхали". 1920. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.
Г. И. Майсурадзе. "Н. Чичинадзе". 1853. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.
С. С. Кобуладзе. Иллюстрация к поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Гуашь. 1935 - 1937.
А. Р. Мревлишвили. "Низкий забор". 1901. Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.
О. Д. Каландаришвили (при участии И. С. Цхомелидзе). Гостиница "Иверия" в Тбилиси. 1967.
О. И. Мачабели, А. Г. Ревазишвили, А. М. Чхиквадзе. Ресторан "Арагви" в Тбилиси. 1970.
В. Д. Кокорин, Г. И. Лежава. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси. 1938 - 1953.
Н. Пиросманашвили. "Медведь в лунную ночь". 1913 (?). Музей искусств Грузинской ССР. Тбилиси.
Скульптор Э. Д. Амашукели. Статуя "Мать-Грузия" в Тбилиси. Алюминий. Установлена в 1963.
Г. У. Нармания. "Зима". 1977 - 1978. Пермская художественная галерея.
Л. Д. Гудиашвили. Иллюстрация к "Мудрости вымысла" Сулхана Сабы Орбелиани. Сепия. 1939.
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 1, 3, 10, 12 (кн. 1), Л.-М., 1970-75; ИИН СССР, т. 1-9 (кн. 2), М., 1971-1984; Ш. Я. Амиранашвили, История грузинской монументальной живописи, т. 1, Тб., 1957; его же. История грузинского искусства, (М., 1963); его же, Грузинская миниатюра, М., 1966; Н. Джанберидзе, С. Кинцурашвили, Архитектура Советской Грузии, М.-Т6., 1958; Г. Н. Чубинашвили, Грузинское чеканное искусство, т. (1-2), Тб., 1959; В. Беридзе, Грузинская архитектура с древнейших времён до начала XX в., Тб., 1967; В. Беридзе, Н. Езерская, Искусство Советской Грузии. 1921-1970, М., 1975; Н. Ш. Джанберидзе, И. Н. Цицишвили, Архитектура Грузии от истоков до наших дней, М., 1976.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.