- Греция (республика)
- Греция (республика)
Греческая Республика, государство в юго-восточной Европе. Включает южную часть Балканского полуострова и прилегающие острова. Об искусстве Греции до турецкого завоевания (середина XV в.), со времени которого начинается история современной Греции, см. в статье Греция Древняя и Византия. До освобождения от османского ига (1821) в Греции господствовало монастырское искусство, сохранявшее поздневизантийские традиции, развивалось народное творчество: разнообразные каменные жилища, умело связанные с рельефом местности, художественная вышивка и др. В период турецкого господства многие города пришли в упадок. Архитектура получила развитие с 1830-х гг., когда был создан план застройки столицы - г. Афины. Греческие архитекторы С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу разработали тип жилого дома, классицистический по пропорциям. Иностранные архитекторы сооружали общественные здания, украшенные колоннадами (Национальная библиотека, 1832, и университет, 1837, в Афинах - оба датский архитектор X. К. Хансен). Церковная архитектура XIX в. следовала византийским образцам. С 1920-х гг. разрастались портовые города (Афины, Салоники и др.), формировался характерный для Греции тип многоквартирного жилого дома с балконами-лоджиями и террасами на крыше (архитектор К. Кицикис). Архитектура 20-30-х гг. отражала влияние функционализма и неоклассицизма. В 50-80-х гг. вокруг Афин разрастаются парковые пригороды. Центральные районы Афин, сохранившие устаревшую планировку XIX в., стихийно застраиваются многоэтажными зданиями. Наибольшие успехи достигнуты в жилой архитектуре: усовершенствованы типы многоквартирных домов, при строительстве которых используется железобетонный каркас. В планировке и композиции вилл и особняков претворены мотивы народного зодчества (архитектор Д. Пикионис и др.). Широкое развитие получило строительство отелей и музейных зданий, сочетающихся с историческим ландшафтом (архитекторы X. Сфаэлос, П. Василиадис). Важную роль в архитектуре играет деятельность архитектурных фирм (крупнейшая - К. Доксиадиса).
Изобразительное искусство первой половины XIX в. представлено наивными и точными портретами (Н. Кандунис, Н. Кунелакис). Живописцы второй половины XIX в., используя приёмы мюнхенского академизма, обращались к народным, национальным темам (Н. Литрас, Н. Гизис). Черты романтизма преломлялись в пейзажах Я. Алтамураса. С 1920-х гг. художники, создающие национальные образы, впитывают влияния новейших течений европейского искусства (живописец К. Партенис, скульптор Я. Халепас). В середине XX в. наряду с реалистическими традициями XIX и XX вв. (живописцы А. Георгиадис, Я. Моралис, Я. Царухис) используются и формы национального средневекового и народного искусства (мастер фрески Ф. Кондоглу, график С. Василиу). Ряд художников вдохновляется мотивами античной классики (график Д. Галанис, скульптор М. Томброс) и архаики (скульптор А. Сохос). Национально-освободительная борьба периода второй мировой войны 1939-45 вызвала к жизни демократическое, реалистическое течение (живописцы и графики В. Семердзидис, Д. Кацикоянис, скульптор X. Капралос, графики В. Катраки, А. Гасос). Вместе с тем к середине XX в. сложились и модернистские направления (живописцы Н. Хадзикирьякос-Гикас, А. Кондопулос и др.).
Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; В. М. Полевой, Искусство Греции, 2 изд., М., 1984.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.