- Горельеф
- Горельеф
(франц. haut-relief, от haut - высокий и relief - рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.
Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Скульптор Иван Иванович Теребенев(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)горелье́ф(франц. haut-relief, от haut – высокий и relief – рельеф, выпуклость), высокий рельеф, в котором изображение отступает от фона более чем на половину своего объёма. Иногда фигуры в горельефе выглядят как круглые статуи, приставленные к плоскости стены. Высокий рельеф лучше всего воспринимается при ярком боковом освещении, когда фигуры отбрасывают сильные тени и обозначаются все изгибы пластической формы. Особенно часто в горельефе изображаются многофигурные сцены яростной борьбы, стремительного движения. Во фризе Пергамского алтаря (2 в. до н. э.) резкие повороты мощных напряжённых тел, разметавшиеся волосы, искажённые яростью лица гигантов и могучие тела богов переданы с невиданной пластической мощью. Горельеф применялся в украшении саркофагов и триумфальных арок Древнего Рима, в скульптурном убранстве порталов и капителей романских и готических храмов (собор Св. Петра в Муассаке, 12 в.; западный фасад собора в Реймсе, 13 в., и др.). В эпоху Возрождения в технике горельефа работали многие знаменитые мастера: Дж. Пизано (рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе, 1301), Донателло («Благовещение», алтарь Кавальканти, Флоренция, 1430-е гг.) и др. Начиная с 15 в., в работах скульпторов горельеф нередко соединялся с барельефом, образуя т. н. живописный рельеф. В искусстве нового времени наиболее известна «Марсельеза» Ф. Рюда, украшающая Триумфальную арку на площади Звезды в Париже (1833—36).
Ф. Рюд. «Марсельеза». Горельеф Триумфальной арки на площади Звезды в Париже. Камень. 1833—36 гг.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.