- Вышивка
- Вышивка
широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. п. Для шитых аппликаций (разновидность вышивки, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельного декоративное панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для "глухой" вышивки, т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для "строчной" вышивки, т. е. по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, - мережка, "перевить", настил, гипюр и др. Применяемые по отдельности и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых ("кружевных") до "ковровых", плотно укрывающих всю поверхность изделия. Прямолинейный геометрический рисунок выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), криволинейный - "свободной" вышивкой (по заранее нанесённому контуру).
Возникновение вышивки восходит к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной, затем бронзовой и позднее стальной игле, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т. д. Эволюция вышивки прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам вышивки разных времён и народов. Сложившиеся в древности и средние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной вышивки дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов (особенно одежды), удерживаясь в народном творчестве ряда стран до наших дней. Эти традиции проступают и в узорной вышивке для высших слоев общества (например, в шитье испанского придворного костюма XVI в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная вышивка. Самые ранние из сохранившихся образцов вышивки - седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского "звериного стиля" фигурами животных (вышивка из Пазырыкских курганов в Горно-Алтайской АО, V-III вв. до н. э., из могильника Ноин-Ула в Северной Монголии, конец I в. до н. э. - начало I в. н. э., - все в ГЭ) и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (первые века н. э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, особенно известные с XIV в. "сю-хуа" ("живопись иглойЛ), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранилась с XII в.) связана с византийской вышивкой и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья XIV-XVII вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе - так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё). Полихромная готическая вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие вышивку с витражом. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна вышивка "белым по беломуЛ, появившаяся в XIII-XIV вв. в Германии и Англии. Она достигла в XV-XVI вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид вышивки крючком). В эпоху Возрождения вышивка отличалась высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для вышивки выполняли видные живописцы (П. Перуджино, С. Боттичелли и др.). Во Фландрии появились вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближалась с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная вышивка всё чаще имитировала шпалеры или гротесковые настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создавались первоклассные ансамбли вышивки, она постепенно деградировала, становясь к середине XIX в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.
Достижения сюжетной вышивки быстро усваивались и перерабатывались в узорной вышивке (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в XVII-XVIII вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной вышивки, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком ей духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с XVIII в. вышиваться на одежде крестьян гладью "белым по белому". Приёмы древнерусского шитья XV-XVII вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях с XVIII в. применялись в вышивке на праздничном наряде русских крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной вышивке не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства. Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной вышивке, обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной вышивке XVIII и XIX вв. (преимущественно счётной) доминировал красный цвет с вкраплениями синего и чёрного. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб - символ Солнца и др.), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей, встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей XVII в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком. Ряд народных вышивальных промыслов возник во второй половине XIX в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (крестецкая вышивка, мстёрская вышивка, торжокское золотое шитьё). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй вышивок для высших слоев общества, при работе на рынок "от себя" постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народными.
С развитием фабричного производства во второй половине XIX в. народная вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок, не выдерживая конкуренции с машинной вышивкой. Новую жизнь народная вышивка обрела в СССР (наряду с русской, вышивка Украины - с близким к натуре растительным узором в технике белых и цветных мережек, гладьевых швов, креста; народов Закавказья - разнообразная по мотивам и видам швов, выполняемая цветным шёлком, шерстью, золотом; Средней Азии - с крупным цветочным орнаментом сузани; Прибалтики - с красочным геометрическим и растительным орнаментом гладью и крестом и др.) и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса. Возрождение народной вышивки благотворно сказалось и на художественном качестве машинной вышивки: в РСФСР, например, саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки пос. Крестцы (Новгородская область), вышивка Ивановской и Горьковской областях, гладьевой вышивки Мстёры. В свою очередь в народной вышивке всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной вышивки характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).
Полотенце из Новгородской губернии. Тамбур по холсту. Середина 19 в. Музей народного искусства. Москва.
Риза (фрагмент). Англия. 14 в. Приходский музей. Пиенца.
Т. М. Дмитриева-Шульпина. Коврик. Мстёрская гладь. 1969. Музей народного искусства. Москва.
Узбекская народная узорная вышивка.
Литература: Линнус X., Вышивка в эстонском народном искусстве, ч. 1-2, Тал., 1955-73; А. С. Верховская, Западноевропейская вышивка XII-XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Н. А. Маясова, Древнерусское шитье, М., 1971; Азербайджанские вышивки. Альбом, М., 1971; И. Я. Богуславская, Русская народная вышивка, М., 1972; Ф. Ф. Гулова, Татарская народная вышивка, Казань, 1980; Е. Моисеенко, Русская вышивка XVII - начало XX в. Из собрания Государственного Эрмитажа, Л., 1978; Л. В. Ефимова, Р. М. Белогорская, Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея, М., 1982; Dillmont T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhouse (Alsace), 1913; Schuette M., Mьller S. F. C., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964; Embroidery in easy steps, ed. by C. Risley, L., 1976; Turska J., Igla malowane..., Warsz., 1978.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.