- Вхутемас
- Вхутемас
Высшие художественно- технические мастерские, учебное заведение в Москве. Основан в 1920 путём слияния московских Первых и Вторых Свободных художественных мастерских. Имел факультеты: художественный (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственный (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный, металлообрабатывающий). Вхутемас создал основы подготовки художников-конструкторов; практически готовил художников-станковистов и архитекторов. Включал обязательный пропедевтический (предварительный) курс, сочетавший научные и художественные дисциплины и имевший целью обучать студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования, которые авторы курса (В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский) считали универсальными для изобразительного искусства и художественного конструирования. В Вхутемасе преподавали художники А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Д. Н. Кардовский, А. М. Родченко, В. Е. Татлин. В 1926 Вхутемас был преобразован во Вхутеин. Литература: Н. Л. Адаскина, Из истории художественного образования в СССР. Пропедевтический курс Вхутемаса, 1920-1926, М., 1979 (автореферат диссертации).(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)Вхутема́с(Высшие художественно-технические мастерские), учебное заведение, основанное в 1920 г. путём слияния Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, ранее представлявших собой Строгановское художественно-промышленное училище и Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В концепции новой системы образования нашли воплощение идеи «производственного искусства»; здесь отсутствовало прежнее деление на «высшие» и «низшие» (технические) виды творчества. Вхутемас стал художественной школой, в которой происходило формирование и развитие принципов современного изобразительного искусства, архитектуры и дизайна. Студенты двух начальных курсов (с 1926 г. – только первого курса) обучались на Основном отделении, где изучали «первоосновы» пространственных искусств, особенности зрительного восприятия предметной среды. Важнейшее место занимали дисциплины: «Пространство» (преподаватели Н. А. Ладовский, Н. В. Докучаев, В. Ф. Кринский); «Графика» (А. М. Родченко), «Объём» (Б. Д. Королёв, А. М. Лавинский), «Цвет» (Л. С. Попова, А. А. Веснин). На старших курсах шло распределение на факультеты: архитектурный, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий (с 1926 г. два последних объединены в деревометаллообрабатывающий факультет), скульптурный, керамический, полиграфический (графический), живописный, текстильный и педагогический (с 1925 г.).
Л. С. Попова. «Прозодежда актёра № 5». Эскиз. 1921 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Л. С. Попова. Эскиз росписи чашки и блюдца. 1921 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Л. С. Попова Эскиз рисунка для ткани. 1923—24 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Во Вхутемасе важное значение имела индивидуальная педагогика, влияние крупной творческой личности. На полиграфическом факультете преподавал В. А. Фаворский (ректор в 1923—26 гг.), который привёл в систему программу Основного отделения, наладил учебный процесс, поддерживал преподавание станкового искусства; на архитектурном – Ладовский, впервые предложивший выполнять архитектурные проекты в макетах и учитывать при создании сооружения психологию восприятия; на металлообрабатывающем Родченко (с 1922 г.) готовил «конструкторов-художников», способных создать «внутреннее оборудование автомобиля и аэроплана»; на деревообрабатывающем Лисицкий (с 1925 г.) создавал мебель для жилища нового типа. Цвет и живопись на текстильном факультете преподавали Н. А. Удальцова, А. А. Лабас, А. В. Куприн. При создании учебных программ Вхутемаса проводились консультации с представителями различных предприятий и отраслей промышленности. Художественная школа была связана с производством. Институт существовал до 1926 г.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.