- Врубель Михаил Александрович
- Врубель Михаил Александрович
(1856-1910), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве ставил морально-философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире; обострённый интерес к внутренней, духовной жизни человека заставлял его обращаться к "вечным" темам и мотивам, почерпнутым из античности, эпохи средних веков и Возрождения, русского фольклора. Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем ("Пан", 1899, ГТГ) сближает творчество Врубеля с установками представителей символизма. Одновременные поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным, ритмически усложнённым решениям придают его произведениям характерные черты стиля "модерн" (панно "Фауст", 1896, ГТГ). Однако творчество Врубеля выходит за рамки и символизма, и "модерна". Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы ("К ночи", "Сирень" - оба 1900, ГТГ).
В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где работал над иконами и росписями Кирилловской церкви, над эскизами росписей Владимирского собора (не осуществлены), в 1889 переехал в Москву. К началу 90-х гг. окончательно сложилась художественная манера Врубеля, в которой резкий, ломающийся штрих, совмещение нескольких планов в изображении предмета, расчленение объёма на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок и эмоциональные цветовые сочетания становятся средствами пластического выражения тревожного и драматического восприятия мира, наиболее полно воплотившегося в работе над темой Демона. Врубель в символической форме выдвигает свой идеал героической личности - бунтаря, отверженного пророка, трагически ощущающего своё одиночество ("Демон", 1890, ГТГ; иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова, акварель, белила, 1890-91, ГТГ, ГРМ и другие собрания); огромное внутреннее напряжение художника, поиски им образа большой трагедийной силы отразились в "Демоне поверженном" (1902, ГТГ). В московский период творчества Врубель участвовал в деятельности художественного кружка в Абрамцеве ("Мизгирь", "Купава" - обе майолика, 1899-1900, ГТГ), исполнял панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, ГРМ; "Испания", около 1894, ГТГ), эскизы театральных декораций, ряд портретов, отличающихся глубиной философского осмысления образа ("С. И. Мамонтов", 1897, ГТГ). В последний период жизни Врубель, когда в его творчестве нарастают болезненный надлом (с 1902 Врубель страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп), драматизм мироощущения и экспрессия форм, лучшими произведениями художника становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик ("В. Я. Брюсов", уголь, сангина, мел, 1906, ГТГ).
М. А. Врубель. "Демон поверженный". 1902. Третьяковская галерея. Москва.
Angel
Azrail
Bogatyr
Hamlet Ophelia
Pan
Seraph Pushkin
Swan princess
Утро (1897)
Литература: С. П. Яремич, М. А. Врубель. Жизнь и творчество, М., (1911). М. А. Врубель (Альбом. Вступительная статья А. А. Фёдорова-Давыдова), М., 1968; В. Ракитин, М. Врубель, (М., 1971); Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике, Л., 1976; Д. З. Коган, М. А. Врубель, М., 1980.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.