Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин Василий Васильевич
        (1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-74), "Балканская" (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ("После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ), раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто - с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.




"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.



Апофеоз войны, 1871—1872, Третьяковская галерея
Апофеоз войны, 1871—1872, Третьяковская галерея



Дервиши в праздничных нарядах, 1869—1870, Третьяковская галерея
Дервиши в праздничных нарядах, 1869—1870, Третьяковская галерея



Наполеон на Бородинских высотах, 1897
Наполеон на Бородинских высотах, 1897



Перед атакой. Под Плевной
Перед атакой. Под Плевной



В покоренной Москве
В покоренной Москве



Всадник-воин в Джайпуре
Всадник-воин в Джайпуре



Двери Тимура (Тамерлана)
Двери Тимура (Тамерлана)



Защита Троице-Сергиевой Лавры
Защита Троице-Сергиевой Лавры



Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Мавзолей Тадж-Махал в Агре



Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде



Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся



На этапе. Дурные вести из Франции
На этапе. Дурные вести из Франции



Наполеон и маршал Лористон
Наполеон и маршал Лористон



Побежденные. Панихида
Побежденные. Панихида



После неудачи
После неудачи



После удачи
После удачи



Представляют трофеи
Представляют трофеи



Продажа ребенка-невольника
Продажа ребенка-невольника



Смертельно раненный
Смертельно раненный



Торжествуют
Торжествуют



У дверей мечети
У дверей мечети



У крепостной стены
У крепостной стены



Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878

Сочинения: Избранные письма, М., 1981.

Литература: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. (Альбом), М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Верещагин Василий Васильевич" в других словарях:

  • Верещагин Василий Васильевич — Василий Васильевич Верещагин русский живописец баталист и литератор Дата рождения: 26 октября 1842 Место рождения …   Википедия

  • Верещагин, Василий Васильевич — русский живописец; родился в 1842 г. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в Академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — (1842 1904) российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871 74), Отечественной войны 1812 (1887 1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Верещагин Василий Васильевич — (1842 1904), рус. художник. В историю иск ва вошел как баталист и автор картин из жизни Востока. В 1862 выполнил две илл. к «Княжне Мери» и «Демону» для альбома «Сев. сияние», состоящего из историч. очерков и лит. критич. статей, а также гравюр,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Верещагин Василий Васильевич — см. в статье Верещагин (фамилия трех русских живописцев) …   Биографический словарь

  • Верещагин Василий Васильевич — [14(26).10.1842, Череповец Новгородской губернии, ‒ 31.3(13.4).1904, Порт Артур, погиб при взрыве броненосца «Петропавловск»], русский живописец баталист. Учился в петербургской АХ (1860‒63) у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера, А. Е. Бейдемана, а… …   Большая советская энциклопедия

  • Верещагин, Василий Васильевич — Не следует путать с Василием Петровичем Верещагиным  историческим живописцем и портретистом. Василий Васильевич Верещагин …   Википедия

  • Верещагин Василий Васильевич — (1842 1904), российский живописец. Был близок к передвижникам. В батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871 74), на Балканах (конец 1870 х  начало 80 х гг.), Отечественной войны 1812 (1887 1904) с глубоким драматизмом запечатлел жестокие …   Энциклопедический словарь

  • Верещагин, Василий Васильевич — В.В. Верещагин. Двери Тамерлана . 1872 73. Третьяковская галерея. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842 1904), российский живописец. В документально точных батальных картинах показал жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (серии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич — Василий Васильевич (14.10.1842, г. Череповец Новгородской губ. 31.03.1904, близ Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай)), рус. художник, публицист, общественный деятель, путешественник. Автор исторических батальных картин, этнографических серий,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»