- Верещагин Василий Васильевич
- Верещагин Василий Васильевич
(1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск". По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин "Туркестанская" (1871-74), "Балканская" (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ("После неудачи. (Побеждённые)", 1868, ГРМ; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, ГТГ), раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками ("Не замай, дай подойти!", 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне ("Апофеоз войны", 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма ("Торжествуют", 1872, ГТГ) и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто - с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.
"После атаки. Перевязочный пункт под Плевной". 1881. Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент.
Апофеоз войны, 1871—1872, Третьяковская галерея
Дервиши в праздничных нарядах, 1869—1870, Третьяковская галерея
Наполеон на Бородинских высотах, 1897
Перед атакой. Под Плевной
В покоренной Москве
Всадник-воин в Джайпуре
Двери Тимура (Тамерлана)
Защита Троице-Сергиевой Лавры
Мавзолей Тадж-Махал в Агре
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде
Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся
На этапе. Дурные вести из Франции
Наполеон и маршал Лористон
Побежденные. Панихида
После неудачи
После удачи
Представляют трофеи
Продажа ребенка-невольника
Смертельно раненный
Торжествуют
У дверей мечети
У крепостной стены
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878
Сочинения: Избранные письма, М., 1981. Литература: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. (Альбом), М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.