Венециановская школа

Венециановская школа
Венециановская школа
        группа русских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известны: Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Зарянко, Г. В. Сорока. Следуя принципам учителя, мастера Венециановской школы изображали жизнь демократических кругов общества ("Матросы в сапожной мастерской" Денисова, 1832, ГРМ), писали пейзажи ("Рыбаки. Вид на озеро Молдино" Сороки, 1840-е гг., ГРМ), интерьеры ("Мастерская А. Г. Венецианова" Алексеева, 1827, ГРМ), натюрморты ("Отражение в зеркале" Сороки (?), 1840-е гг., ГРМ). Произведения Венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью воплощения окружающей жизни. С середины 1830-х гг. творчество некоторых мастеров Венециановской школы (Тыранова, Зарянко и др.) под влиянием академического искусства теряет демократический характер, приобретает черты натурализма и внешней эффектности. В целом творчество художников Венециановской школы представляет значительный этап в становлении русского реалистического искусства.

Литература: Г. Смирнов, Венецианов и его школа. (Альбом, Л., 1973); Т. В. Алексеева, Художники школы Венецианова, 2 изд., М., 1962.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
венециа́новская шко́ла
круг учеников А. Г. Венецианова, преподававшего в Санкт-Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии (Н. С. Крылов, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, А. А. Алексеев, А. Г. Денисов, С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов, Г. В. Сорока и др.). Начало педагогической деятельности Венецианова относится к рубежу 1810—20-х гг. Учеников из числа разночинцев и крепостных крестьян художник обучал по частной инициативе; Петербургская академия художеств не предоставила ему официального права преподавания.

Г. В. Сорока. «Рыбаки. Вид на озеро Молдино». 1840-е гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Г. В. Сорока. «Рыбаки. Вид на озеро Молдино». 1840-е гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
В основе метода Венецианова, наряду с копированием классических образцов, была работа с натуры, тщательное изучение форм предметов и эффектов освещения, законов перспективы; стремление привить ученикам поэтическое видение мира. Композиции венециановцев, в которых они осваивали линейную перспективу, способствовали расцвету жанра интерьера в русской живописи второй четверти 19 в. Венецианов учил видеть пространство целостно, «обнимающим зрением» и изображать предметы в световоздушной среде. В комнатных сценах его учеников свободно льющийся из окон и дверей свет играет на поверхностях предметов, рождая рефлексы (цветные отсветы). Пространство комнат открыто в окружающий мир: за окнами виден пейзаж, за широко распахнутыми дверями – анфилады залов («Мастерская А. Г. Венецианова» А. А. Алексеева, 1827; «Сборы на охоту» Е. Ф. Крендовского, 1836; «Гостиная на антресолях» К. А. Зеленцова, кон. 1820 – нач. 1830-х гг.; «Мастерская художников Чернецовых» А. В. Тыранова, 1828).

Е. Ф. Крендовский. «Площадь провинциального города». 1850-е гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Е. Ф. Крендовский. «Площадь провинциального города». 1850-е гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 

К. А. Зеленцов. «Интерьер мастерской художника П. В. Басина». 1833 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
К. А. Зеленцов. «Интерьер мастерской художника П. В. Басина». 1833 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Одним из самых талантливых учеников Венецианова был Г. В. Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова. Венецианов пытался выкупить живописца у его хозяина, но Сорока получил свободу лишь после отмены крепостного права (1861). Унижения, которым подвергался художник после смерти Венецианова, привели его к самоубийству (1864). Однако в живописи Сороки нет и следа жизненных бурь. Его интерьеры («Кабинет в Островках», 1844), пейзажи («Рыбаки. Вид на озеро Молдино», 1840-е гг.) и натюрморты («Отражение в зеркале», 1840-е гг.) полны восхищения красотой окружающего мира, в котором царит ясная гармония; фигуры людей застыли в неподвижности, словно погружённые, как и природа, в зачарованный сон.

Н. С. Крылов. «Зима». 1827 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Н. С. Крылов. «Зима». 1827 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
После смерти Венецианова часть его учеников перешла к К. П. Брюллову (А. В. Тыранов, С. К. Зарянко). Однако в целом творчество венециановцев заложило основы реализма в русской живописи сер. и второй пол. 19 в.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Венециановская школа" в других словарях:

  • ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА — ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа российских живописцев 2 й четверти 19 века, учеников А.Г. Венецианова (Н.С. Крылов, Е.Ф. Крендовский, Г.В. Сорока и др.), с поэтической непосредственностью изображавших жизнь крестьян и мастеровых, городские и… …   Современная энциклопедия

  • Венециановская школа — ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа российских живописцев 2 й четверти 19 века, учеников А.Г. Венецианова (Н.С. Крылов, Е.Ф. Крендовский, Г.В. Сорока и др.), с поэтической непосредственностью изображавших жизнь крестьян и мастеровых, городские и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • венециановская школа — группа российских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, Г. В. Сорока и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь… …   Энциклопедический словарь

  • Венециановская школа —         группа русских живописцев 2 й четверти 19 в., учеников художника А. Г. Венецианова, преподававшего в Петербурге и деревне Сафонково Тверской губернии. Наиболее известные из них: Н. С. Крылов (1802 31), А. В. Тыранов (1808 59), Е. Ф.… …   Большая советская энциклопедия

  • Школа в искусстве —         художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого либо художника (например, венециановская школа) либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (например,… …   Художественная энциклопедия

  • Школа (в искусстве) — Школа в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого либо художника (например, венециановская школа) либо группой художников, близких по творческими принципам и художественной манере… …   Большая советская энциклопедия

  • Школа Венецианова — …   Википедия

  • Школа — I Школа (лат. schola, от греч. schole)          1) учебно воспитательное заведение (см. Школа).          2) Система образования, выучка, приобретённый опыт.          3) Направление в науке, литературе, искусстве и т.п., связанное единством… …   Большая советская энциклопедия

  • школа — ы, ж. 1) Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения, а также здание этого заведения. Начальная школа. Вечерняя школа. Принять в школу. [Лебедев:] Прощай. Мне еще на освящение школы ехать (Чехов). 2)… …   Популярный словарь русского языка

  • Арзамасская школа — (1802 1862), первая в России частная художественная школа в провинции. Основана А. В. Ступиным в г. Арзамас. Способствовала развитию демократической жанровой живописи. * * * АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА АРЗАМАССКАЯ ШКОЛА (1802 62), первая в России частная… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»