Венгрия

Венгрия
Венгрия
        (Magyarorszag), Венгерская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Европе. На территории Венгрии сохранились неолитическая керамика и скульптура, памятники искусства скифов и кельтов, остатки римских поселений (Аквинк, ныне в черте Будапешта) с произведениями древнеримского искусства, ювелирные изделия гуннов и аваров, следы поселений древних славян. Венгры, появившиеся здесь в IX в., принесли с собой традиции художественной обработки металла. К X-XI вв. относятся "нижние храмы" в Фельдебрё и Тихани с низкими сводами на массивных столбах, к XI - началу XIII вв. - романские (см. Романский стиль) базилики с мощными западными башнями и перспективными порталами, нередко с богатой скульптурной резьбой (в Яке, Пече, Жамбеке). Утончённостью и изяществом, идущими из Франции раннеготическими веяниями отличается дворцовая капелла в Эстергоме (XII в.). В ряде памятников изобразительного искусства XI в. сказываются влияния Византии (резной каменный саркофаг короля Иштвана I; фрагменты фресок в "нижнем храме" в Фельдебрё). К XII в. относится расцвет скульптурной мастерской г. Печ (рельефы церкви в Пече). Декоративное искусство XI-XII вв. представлено изделиями из металла, эмалями, тканями. В конце XIII-XV вв. сооружаются готические (см. Готика) церкви (в Шопроне, Пеште и др.) и замки с высокими стенами и башнями, как регулярные (Диошдьёр), так и нерегулярные в плане (Вишеград). Станковая живопись конца XIV - начала XV вв. примыкает к среднеевропейскому кругу. В скульптуре выделяются бронзовые статуи братьев Мартина и Дьёрдя Коложвари (вторая половина XIV в.).         

Высокого расцвета достигло искусство Венгрии во второй половине XV в. при короле Матьяше Хуньяди (Корвине). Привлечение в Венгрию итальянских архитекторов и художников способствовало распространению культуры Возрождения. В Буде и Вишеграде были сооружены королевские резиденции с галереями, лоджиями, внутренними дворами, террасами, украшенные статуями и фонтанами. Светский дух был свойствен и церковными постройкам (капелла Бакоца с ордерным декором при соборе в Эстергоме, 1506-07; просторные церкви с сетчатыми сводами в Ньирбаторе и Сегеде). Ренессансные тенденции проявились полнее в скульптуре (так называемых Мадонна Батори и др.). В живописи сохранялись связи с позднеготическими традициями (работы Мастера "M.S." (см. также Словакия), близкие дунайской школе. Высокого уровня достигло искусство книги (рукописи с нарядным ренессансным орнаментом из библиотеки Корвина). Декоративное искусство Возрождения представлено ювелирными изделиями, стеклом, майоликой. Турецкое нашествие (1526) прервало и надолго задержало развитие венгерской культуры. Многие города и памятники были разрушены. После перехода Венгрии во владения Габсбургов (XVI в.) в искусстве с конца XVII в. утверждаются австрийские влияния и стиль барокко. Строятся главным образом дворцы и церкви (дворец в Рацкеве; церкви в Пеште, Эгере, Эстергоме). В начале XVIII в., в период подъёма национально-освободительного движения, живописец А. Маньоки положил начало развитию венгерского портретного искусства. В середине XVIII в. архитектура барокко в Венгрии переживает расцвет, обретая своеобразные, более интимные и сдержанные формы. В творчестве архитектора Я. Фельнера намечается переход к классицизму. В барочной живописи выделяются работы австрийца Ф. А. Маульберча.         

С начала XIX в. с развитием промышленности в городах начинается широкое строительство. В архитектуре и скульптуре Венгрии первой половины XIX в. преобладал классицизм (Национальный музей в Пеште, 1837-47, архитектор М. Поллак; портреты и статуи скульптора И. Ференци). В живописи 30-40-х гг. классицистические черты сочетались с тенденциями романтизма и бидермейера (пейзажи К. Марко Старшего, пейзажи и жанровые сцены М. Барабаша, портреты Й. Боршоша). После революции 1848 появляется историческая живопись, пронизанная национально-освободительными идеями и героико-романтическим пафосом (полотна В. Мадараса и др.). Стремление отразить черты национального характера свойственно статуэткам крестьян работы М. Ижо. В развитии венгерской графики XIX в. важную роль сыграло творчество М. Зичи. Романтическое движение в архитектуре отразило творчество Ф. Фесля, сочетавшего восточные и византийские мотивы. С конца 60-х гг. ведущую роль играла реалистическая жанровая живопись, откликавшаяся на социальные конфликты эпохи. Произведениям крупнейшего венгерского живописца XIX в. М. Мункачи свойственны яркая социально-критическая направленность, демократизм и реализм образов, жанрово-психологическая, драматическая трактовка сюжетов. Этому направлению следовали живописцы Ш. Бихари и И. Ревес. Реалистические искания проявились и в пейзаже (близкие живописи барбизонской школы работы Л. Паала; произведения Л. Меднянского, пленэрные (см. Пленэр) жанрово-пейзажные композиции П. Синьеи-Мерше). В конце XIX в. складываются характерные черты архитектурного облика Будапешта - широкие магистрали и импозантные здания в духе неоготики, необарокко и неоренессанса (парламент, 1884-1904; оперный театр, 1875-84, архитектор М. Ибль). На рубеже XIX и XX вв. появляются постройки в стиле "модерн" (Музей прикладного искусства в Будапеште, 1896, архитектор Э. Лехнер). На площадях и скверах Будапешта воздвигаются монументы в необарочном и академическом духе (ансамбль памятника 1000-летию Венгрии, 1894-1929). Демократические национальные традиции продолжали в 1900-10-х гг. художники группы Надьбаньи, использовавшие приёмы пленэрной живописи (Ш. Холлоши, К. Ференци, Я. Торма и др.), и мастера альфёльдской школы, опиравшиеся на наследие Мункачи (Я. Торняи, Й. Коста, И. Надь и др.). Глубокое внимание к человеку из народа отличает жанровые композиции А. Феньеша и Л. Меднянского. Острота социального видения присуща портретисту и жанристу Й. Риплю-Ронаи, близкому к французской группе "Наби". Красочные примитивистские композиции, проникнутые атмосферой таинственной сказочности, создавал Т. Костка-Чонтвари. Художники авангардистской (см. Авангардизм) группы "Восемь" (К. Керншток, Б. Пор, Р. Берень) в поисках эмоциональной остроты и действенности искусства обращались к средствам экспрессионизма. В 1915-16 начала свою деятельность группа художников- антимилитаристов - так называемых венгерских активистов (Б. Уитц, Ш. Бортник, Й. Немеш-Ламперт и др.). Мастера обеих групп в период Венгерской советской республики (1919) участвовали в оформлении народных празднеств, создавали революционные плакаты. Советская республика укрепила связи художников с демократическими массами. После установления в Венгрии фашистской диктатуры многие художники работали в эмиграции (Б. Уитц, Ш. Бортник, Л. Мохой-Надь и др.). Оставшийся в Венгрии живописец и график Д. Деркович, отразивший в своих произведениях классовые противоречия эпохи, подвергался преследованиям. Традиции социально заострённого искусства развивали живописец И. Деши-Хубер, скульптор Л. Месарош и др., а также "Группа социалистических художников" (созданная в 1934; А. Э. Феньё, А. Шугар и др.). Официально господствующими направлениями в искусстве были натурализм, академизм и необарокко. На развитие прогрессивного, рационалистического направления в архитектуре оказали влияние постройки Б. Лайты. В скульптуре выделялись работы Ф. Меддьешши и Б. Ференци, отличавшиеся реалистической обобщённостью форм и свободой лепки, в живописи - изысканно-красочные, порой гротескные полотна на крестьянские темы В. Аба-Новака, пейзажи и жанровые сцены А. Берната, И. Сёньи и др.         

После установления в Венгрии народно-демократического строя получили дальнейшее развитие традиции национальной демократической культуры. Для современной архитектуры Венгрии характерны целесообразность планировки, сочетание простых, ясных объёмов, использование каркасно-панельных конструкций, широкое применение фресок, мозаик, росписей, сграффито и др. Среди лучших построек - Народный стадион (1948-53), мост "Эржебет" (1955-65), гостиница "Дуна Интерконтиненталь" (1969) - все в Будапеште; дворец спорта в Мишкольце (1970), театр в Дьёре (1978), промышленные здания в Ньиредьхазе и др., гостиницы в Дебрецене, Кечкемете, Хайдусобосло и др. Новые города (Дунауйварош и др.) и районы имеют рациональную, свободную планировку; в городской застройке используется скульптура малых форм. Современные постройки удачно сочетаются с историческими ансамблями. Ведётся реконструкция Будапешта и других городов, благоустройство старых и строительство новых районов (Аттила Йожеф, Келенфельди, Уйпалота - в Будапеште). С начала 1970-х гг. введены в действие новые линии метрополитена, построенные при участии СССР.         

В развитии изобразительного искусства Венгрии важную роль сыграли мастера-реалисты старшего поколения (группа альфёльдских художников; живописцы И. Сёньи, А. Бернат, скульпторы Меддьешши, Ж. Кишфалуди-Штробль, П. Пацан, Ш. Микуш, Б. Ференци). С конца 1940-х гг. получила распространение станковая и монументальная живопись на историко-революционные темы и темы социалистического строительства. Были созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (монумент Освобождения на горе Геллерт в Будапеште, 1947, Ж. Кишфалуди-Штробль; фрески Э. Домановского на металлургическом комбинате г. Дунауйварош, 1955). Искусству 60-х гг. свойственно многообразие исканий при общем стремлении к созданию произведениях, близких народу. Обобщение реальных впечатлений характерно для живописцев ходмезёвашархейской группы и близких ей мастеров (И. Д. Куруц, Й. Немет, Я. Сурчик и др.). Их работам на темы жизни современной деревни присущи лаконизм языка, чёткая построенность, сдержанная гамма. В искусстве конца 60-х - начале 70-х гг. усилился интерес к абстрактным и усложнённым экспрессивным решениям (живопись Ф. Мартина, Т. Дураи, Ф. Салаи, Й. Барчаи, скульптура Й. Шомодьи, греческого политического эмигранта А. Макриса, Т. Вильта; живопись и графика Б. Кондора, А. Вюрца), иногда отмеченным чертами символизма и сюрреализма (живопись Т. Чернуша, скульптура И. Варги, графика А. Гроша, Д. Хинца). В 60-80-х гг. большие успехи достигнуты в станковой и монументальной скульптуре, проникнутой гуманистическим жизнеутверждением или героико-драматическим пафосом (портреты, монументы на исторические и революционные темы, темы социалистического строительства скульпторов Е. Кереньи, М. Боршоша, И. Кишша, И. Варги, Й. Шомодьи, Я. Конёрчика и др.). Успешно развивается декоративно-прикладное искусство, в котором современные формы тактично сочетаются с народными традициями (керамика М. Ковач и И. Гадора, гобелены Д. Хинца, работы дизайнера Л. Финты и др.).



Капелла Бакоца при соборе в Эстергоме. 1506 - 1507.
Капелла Бакоца при соборе в Эстергоме. 1506 - 1507.



Р. Берень. Плакат
Р. Берень. Плакат "К оружию!". 1919.



Е. Кереньи. Фриз на фасаде вокзала в г. Дьёр. Камень. 1955. Фрагмент.
Е. Кереньи. Фриз на фасаде вокзала в г. Дьёр. Камень. 1955. Фрагмент.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 3, 7, 11, 12 (кн. 2), Л.-М., 1966-77; А. Н. Тихомиров, Искусство Венгрии IX-XX вв., М., 1961; И. Е. Светлов, Современная венгерская скульптура, (М., 1968); Kampis A., The history of art in Hungary, Bdpst. (1966); Nemeth L., Modern magyar muveszet, 2 kiad., Bdpst, 1972; A Magyarorszбgi mьvйszet tOrtйnete, kOt. 1-2, Bdpst, 1981.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "Венгрия" в других словарях:

  • Венгрия — Венгерская Республика, гос во в Центр. Европе. Название от этнонима венгры. Сами же венгры называют себя мадьяры, а свою страну Мадьярорсаг (Magyarorszag) страна мадьяров . См. также Трансильвания. Географические названия мира: Топонимический… …   Географическая энциклопедия

  • Венгрия — Венгрия, Будапешт. Уличный музыкант. ВЕНГРИЯ (Венгерская Республика), государство в Центральной Европе. Площадь 93 тыс. км2. Население 10,3 млн. человек, в том числе венгры (97%). Официальный язык венгерский. Верующие преимущественно католики.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Венгрия —         (Magyarorszag), Bенгерская Hародная Pеспубликa (Magyar Nepkцztarsasбg), гос во в Центр. Eвропе. Граничит на C. c Чехословакией, на B. c CCCP и Pумынией, на Ю. c Югославией, на З. c Aвстрией. Пл. 93 тыс. км2. Hac. 10,7 млн. чел. (1982).… …   Геологическая энциклопедия

  • венгрия — сущ., кол во синонимов: 2 • астероид (579) • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ВЕНГРИЯ — (Magyarorszag), Венгерская Народная Республикa (Magyar Nepkoztarsasag), ВНР, гос во в Центр. Европе, в басе. Дуная. Пл. 93 т. км2. Нас. 10,7 млн. ч. (1983). Столица Будапешт (2,07 млн. ж., 1982). В. социалистич. гос во, развитая индустр. агр.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • Венгрия — (Hungary), гос во в Центр. Европе. В 19 в. репрессивная политика Меттерниха вызвала резкий подъем венг. национализма и восстание под руководством Кошута (1848). Австрийцы с помощью рус. войск восстановили свой контроль над В. После поражения… …   Всемирная история

  • ВЕНГРИЯ — ВЕНГРИЯ. Площадь 92.916 кв. км, население (на 31 декабря 1925 г.) 8.364.635 ч., плотность населения 90 чел. на кв. км. Естественное движение населения выражается в следующих цифрах (на 1.000 человек): Табл. 1. Естественное движение населения. 1… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ВЕНГРИЯ — Площадь 93 тыс.кв.км, население 10,6 млн. (1990). Это индустриально аграрная страна с хорошо развитыми молочным и мясным скотоводством, коневодством, птицеводством. В структуре валовой продукции сельского хозяйства животноводство занимает более …   Мировое овцеводство

  • ВЕНГРИЯ — Венгерская республика (венг. Мадьяр Кезтаршашаг), государство в восточно центральной части Европы, занимающее площадь в 93 030 кв. км. Граничит со Словакией на севере, Украиной на северо востоке, Румынией на юго востоке, Югославией и Хорватией на …   Энциклопедия Кольера

  • Венгрия — У этого термина существуют и другие значения, см. Венгрия (значения). Венгрия Magyarország …   Википедия

Книги

  • Венгрия, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Венгрия, Агеев Кирилл. Венгрия - небольшая очаровательная страна в Центральной Европе, интерес к которой со стороны российских туристов неизменно растет. Приезжая в Будапешт, они убеждаются, что это еще не вся… Подробнее  Купить за 566 руб
  • Венгрия, . Эта книга составлялась к пятнадцатой годовщине освобождения Венгрии и имеет своей целью дать интересующемуся зарубежному читателю представление о прошлом, настоящем и будущем венгерского… Подробнее  Купить за 380 руб
Другие книги по запросу «Венгрия» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.