- «модерн»
Ф. Ходлер.
"День".
18981900.
Художественный музей. Берн.«моде́рн», стиль «модерн» (франц. moderne новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля «модерн»: «ар нуво» (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, «югендстиль» (Jugendstil) в Германии, «сецессион» (Sezession) в Австрии, «либерти» (Liberty) в Италии и др. «Модерн» сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения противоречий капитализма. Социальная природа «модерна» коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве «модерна», с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители «модерна» (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко «модерн» выразился в архитектуре частных домов особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым в архитектуре «модерн» был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В «модерн» было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность «модерна» заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм. Фасады зданий «модерна» обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Некоторые архитекторы «модерна» предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции). В отличие от эклектизма XIX в., формально заимствовавшего отдельные детали исторических и национальных стилей, «модерн» путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве «модерна» был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства «модерна». В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского «модерна» Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы «Четверо» во главе с Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Для «модерна» характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера «модерна». В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Для живописи «модерна» характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистичной осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии. В произведениях П. Гогена и художников группы «Наби» во Франции, Г. Климта в Австрии, Ф. Кнопфа в Бельгии, Э. Мунка в Норвегии, в меньшей степени М. А. Врубеля, членов «Мира искусства» в России стилистика «модерна» часто используется для воплощения тем и мотивов, характерных для символизма. Скульптура «модерна» (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Особенно широкое распространение получил «модерн» в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша, Хофмана, И. А. Фомина. Развитие декоративного искусства «модерна» на раннем этапе отчасти было связано с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противопоставлялись капиталистической индустрии (прообраз их мастерские Морриса, 1861, и «Выставочное общество искусств и ремёсел», 1888, в Великобритании; «Объединённые художественно-ремесленные мастерские», 1897, и «Немецкие мастерские художественных ремёсел», 1899, в Германии; мастерские в Абрамцеве, 1882, и Талашкине, около 1900, в России). Большое развитие в «модерне» получила графика, ведущими представителями которой были англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк; в России А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Графика «модерна» была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи «модерна» («Revue blanche», основан в 1891, Париж; «The Studio», основан в 1893, Лондон; «The Yellow Book», основан в 1894, Лондон; «Jugend», основан в 1896, Мюнхен; «Ver sacrum», основан в 1898, Вена; «Мир искусства»).
Лит.: Русская художественная культура конца XIX начала XX в., кн. 2, 4, М., 196980; Кириллов В. В., Архитектура русского модерна, М., 1979; Кириченко Е. И., Модерн. К вопросу об истоках и типологии, сб.: Советское искусствознание 78, [в.] 1, М., 1979; Сарабьянов Д., К определению стиля модерн, там же, [в.] 2, М., 1979; Schmutzler R., The art nouveau, L., 1978; Madsen S. T., Jugendstil, Münch., 1967; Hofstätter H., Die Geschichte der europäishen Jugendstilmalerei, 3 Aufl., Köln, 1969, Champigneulle B., Lart nouveau, P, 1972.
Ф. О. Шехтель.
Лестница в особняке Рябушинского в Москве.
19021906.
.