- Ле Корбюзье Шарль Эдуар
Ле Корбюзье.
Вилла Савой в Пуасси.
19291931.Ле Корбюзье́ Шарль Эдуар (Le Corbusier; настоящая фамилия Жаннере, Jeanneret) (18871965), французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Уроженец Швейцарии. Учился в Школе искусств Ла-Шо-де-Фона; учился и работал у Й. Хофмана в Вене (1907), О. Перре в Париже (190810), П. Беренса в Берлине (191011). Занимаясь живописью, в 1918 разработал теорию пуризма. В 1922 основал в Париже архитектурную мастерскую (совместно с двоюродным братом П. Жаннере). Концепцию современной архитектуры изложил в журнале «Эспри нуво» (издавался в 192025), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925) и др. Видел в современной технике и серийности строительства предпосылки для обновления архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения богатые эстетические возможности. Разделял утопические надежды на преобразование общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилища на основе рациональной реорганизации функций и пространственной структуры города и жилого дома. Для построек Ле Корбюзье этого периода, воплотивших сформулированные им «Пять отправных точек современной архитектуры» (здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена), характерны простые геометрические формы, спокойные плоскости фасадов, большие остекленные поверхности (комплекс особняков Р. Ла Роша и А. Жаннере в Париже, 192324; вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 192931). В градостроительных проектах 2030-х гг. развивал идею «вертикального» города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озеленёнными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы «Вуазен» для Парижа и гг. Буэнос-Айрес, Алжир, Антверпен и др.). Ряд теоретических положений Ле Корбюзье, во многом реализованных при сооружении дома Центросоюза в Москве (ныне ЦСУ СССР, 192835, при участии архитектора Н. Д. Колли), общежития швейцарских студентов в университетском городке (193032) и центра Армии спасения (193233) в Париже, Министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (193743, с соавторами) и др., лёг в основу «Афинской хартии», принятой 4-м Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложен в его книгах «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). В 40-х гг. Ле Корбюзье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, модулор, которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования. Постройкам Ле Корбюзье 50-х гг. присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоника форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия (жилой дом в Марселе, 194752; капелла Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, 195053; генеральный план города и правительственные здания в Чандигархе, Индия, 195057). В конце 5060-х гг. Ле Корбюзье уделял всё большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурной структуры (Национальный музей западного искусства в Токио, 195759; Центр искусств Гарвардского университета в Кембридже, США, 1964; больница в Венеции, 1965), выполнял также настенные росписи, эскизы ковров и скульптурных композиций.
Соч.: Œuvre complète, v. 18, Z., 196470; в рус. пер. Планировка города, М., 1933; Творческий путь, М, 1970; Модулор, М., 1976; Архитектура XX в., [2 изд.], М., 1977.
Лит.: Эрн И. В., Последние работы Ле Корбюзье, М., 1975; Besset M., Qui était Le Corbusier?, Gen.P., 1968; его же, Le Corbusier, [Gen.P., 1975]; Gerosa P. G., Le Gorbusier: urbanisme et mobilité, Bâle, 1978.
.