- Кранах Лукас
Л. Кранах Старший.
"Венера и Амур".
1509.
Эрмитаж. Ленинград.Кра́нах Лукас (Cranach) Старший (14721553), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. В 1509 посетил Нидерланды. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны, цветовое решение напряжённое и экспрессивное («Распятие», 1503, Старая пинакотека, Мюнхен); в других картинах, наоборот, преобладает сказочно-идиллическое начало («Отдых на пути в Египет», 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Поэтическое восприятие природы, тонкая наблюдательность, повышенная роль пейзажа в ранних картинах Кранаха во многом послужили основой для сложения дунайской школы. В период работы при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников в Виттенберге (150552) определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил художник. Достижения искусства Возрождения претворены в «Алтаре св. Екатерины» (1506, Картинная галерея, Дрезден) и «Княжеском алтаре» (1510, Государственная галерея, Дессау); гуманистические идеалы выражены также в картинах «Венера и Амур» (1509, ГЭ), «Нимфа источника» (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстрации к теологическим сочинениям реформаторов, а также значительные станковые произведения, в том числе портреты Лютера, многочисленные гравюры («Проповедь Иоанна Крестителя», ксилография, 1516). С 1510-х гг. в творчестве Кранаха нарастают черты, предвосхищающие маньеризм 153050-х гг. Появляются сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнажённого женского тела, выполненные по заказам высокопоставленных сановников. Эти произведения затем в больших количествах размножались в его мастерской. Высокое профессиональное мастерство Кранаха в поздний период сохраняется в его портретах. Уже в первых из них («И. Куспиниан», 150203, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур; «С. Рейс», 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг) он выступил замечательным мастером этого жанра. Остропсихологичны, монументальны и его поздние портреты («И. Шёнер», 1529, Музей старинного искусства, Брюссель; автопортрет, 1550, Уффици). В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее имеется галерея Кранаха.
Лит.: Немилов А. Н., Л. Кранах Старший. [Альбом], М., 1973; L. Cranach der Ältere. Der Künstler und seine Zeit, В., 1953; L. Cranach. Das gesamte graphische Werk, В., 1972; L. Cranach. Künstler und Gesellschaft, В., 1973; Friedländer M. J., Rosenberg J., The paintings of L. Cranach, L., 1978.
Л. Кранах Старший.
"Мадонна с младенцем под яблоней".
Эрмитаж. Ленинград.
.