- Джотто ди Бондоне
Джотто.
"Встреча Марии и Елизаветы". Фреска в Капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе.
13041306.Джо́тто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266/1267 1337), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290). С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, её разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало сложению реалистических черт искусства Джотто («Мадонна Оньиссанти», 131020, Уффици). К выдающимся произведениям проторенессансной живописи относятся росписи Капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (130406). Посвящённые жизни Марии и Христа, расположенные на стенах тремя горизонтальными рядами росписи отличаются драматизмом, жизненной убедительностью образов, смелым построением пространства и лепкой пластического объёма, простотой и выразительностью жестов и ракурсов, соблюдением в каждой композиции цикла единства времени и места, светлым, праздничным колоритом. В росписях капелл Перуцци (около 1320) и Барди (132025) во флорентийской церкви Санта-Кроче Джотто достиг убедительности пространственного построения, органической связи с архитектурой, спокойной торжественности и архитектонической стройности композиции, сдержанности колорита, монументальности образов. Джотто приписывают проект кампанилы флорентийского собора (строительство начато в 1334, продолжено в 133743 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Джотто оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства Раннего и Высокого Возрождения.
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956; Данилова И., Джотто. [Альбом], М., 1970; Bucci M., Giotto, (Firenze, 1966]; Cole В., Giotto and Florentine painting, N. Y., 1976.
Джотто.
"Бегство в Египет". Фреска в капелле дель Арена в Падуе.
Около 1305.
.