Энгр

Энгр
Энгр
(ingres) Жан Огюст Доминик (1780, Монтобан, – 1867, Париж), французский живописец и график, музыкант; представитель классицизма. Учился у отца, миниатюриста и скульптора Ж. Энгра, затем (с 1791 г.) в Тулузской академии у Г. Ж. Рока. В 1797 г. переехал в Париж, где посещал мастерскую Ж. Л. Давида, поступил в Школу изящных искусств (1799). В 1806—20 и 1834—41 гг. жил в Риме, в 1820—24 гг. – во Флоренции. В 1824 г. Энгр открыл в Париже свою школу живописи, с 1829 г. преподавал в Академии изящных искусств в Париже. В 1834—41 гг. занимал пост директора Французской академии в Риме. С 1841 г. жил и работал в Париже.
Энгру были близки творческие принципы его учителя Давида тонкое чувство объёма и контура, особая экономность линии, отсутствие лишних деталей, стремление подчеркнуть в натуре прекрасное, благородное. Свой путь в искусстве Энгр начал с портретов («Автопортрет», 1804; три портрета членов семьи Ривьер – отца, матери, дочери, 1805; «Император Наполеон на троне», 1806). В Риме художник тщательно изучал античное искусство, что воплотилось в его картинах «Эдип и сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида (1811). Во Флоренции была написана картина „Обет Людовика XIII“ (1824) для кафедрального собора в родном городе художника Монтобане, за которую критика назвала Энгра „новым Рафаэлем“.

Ж. О. Д. Энгр. «Портрет мадемуазель Ривьер». 1805 г. Лувр. Париж
Ж. О. Д. Энгр. «Портрет мадемуазель Ривьер». 1805 г. Лувр. Париж

 

Ж. О. Д. Энгр. «Портрет Л. Ф. Бертена». 1832 г. Лувр. Париж
Ж. О. Д. Энгр. «Портрет Л. Ф. Бертена». 1832 г. Лувр. Париж

 

Ж. О. Д. Энгр. «Портрет Н. Паганини». Карандаш. 1819 г. Лувр. Париж
Ж. О. Д. Энгр. «Портрет Н. Паганини». Карандаш. 1819 г. Лувр. Париж

 
Энгр вошёл в историю искусства прежде всего как замечательный портретист, хотя он сам считал этот жанр «низким». Его портреты пленяют чистотой и музыкальностью плавных линий, скульптурностью формы («Мадам Девосе», 1807; «Мадам Зенон», 1816; «Мадам Муатесье», 1851). Энгр был виртуозным мастером изображения обнажённой натуры. В работах «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Большая Одалиска» (1814), «Турецкая баня» (1862—63) холодная чистота стиля сочетается с затаённой чувственностью; певучие линии контуров, изысканная пластика поз и жестов напоминают об античной классике.
В поздний период творчества Энгр пишет большие мифологические картины («Мученичество св. Симфориона», 1834); его живописная манера становится академичной. Однако в эти же годы созданы многие лучшие портреты. В «Портрете Л. Ф. Бертена» (1832) представлен властный умный буржуа в характерной позе «хозяина жизни», что дало повод художнику Э. Мане назвать эту работу «портретом буржуазного Будды». Графические портреты Энгра, которые он создавал на протяжении всей жизни, отличает непосредственность, раскованность, жизненность деталей (портрет скрипача-виртуоза Н. Паганини, 1819).
Творчество Энгра оказало большое влияние как на развитие академизма во французском искусстве, так и художников новых направлений, взявших на вооружение энгровскую филигранную отточенность линий (Э. Дега, П. Пикассо и др.).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Энгр" в других словарях:

  • Энгр — Энгр, Жан Огюст Доминик Доминик Энгр Автопортрет. 1804 Имя при рождении: Жан Огюст Доминик Энгр …   Википедия

  • энгр — а, м. Ingres (Jean Auguste Dominique, 1780 1867). Вид бумаги для художественных работ (акварелей). От имени фр. художника Энгра. Днем пришел рисовать деревенских детей, но нелюбимая бумага (Ingres), усталость и живот помешали успеху дня. А. Н.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Энгр — (Жан Огюст Доминик Ingres) французский исторический ипортретный живописец (1780 1867). С 1797 г. он учился у Л. Давида, в1802 г. за картину: Ахиллес принимает в своем шатре посланцевАгамемнона , получил большую так наз. римскую премию и,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • энгр — ЭНГР, межд. То же, что эгр …   Словарь русского арго

  • Энгр Ж. О. Д. — ЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780–1867), франц. живописец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов ( Л.Ф. Бертен , 1832). В картинах на лит., ист. и религ. сюжеты… …   Биографический словарь

  • Энгр — (Ingres)         Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном… …   Большая советская энциклопедия

  • Энгр — Жан Огюст Доминик (Ingres, Jean Auguste Dominique) 1780, Монтобан 1867, Париж. Французский живописец и график. Один из крупнейших художников XIX в., выступал в защиту традиций классицизма. Первые уроки получил у отца Жозефа Энгра, художника… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Энгр Жан Огюст Доминик — (Ingres) (1780 1867), французский живописец и рисовальщик. Блестящий мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов («Л. Ф. Бертен», 1832). В картинах на литературные, исторические и религиозные сюжеты… …   Энциклопедический словарь

  • Энгр Жан Огюст Доминик —         (Ingres) (1780 1867), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. В 1806 24 жил и работал в Италии, где изучал искусство Возрождения, особенно творчество Рафаэля. В 1834 41 был директором Французской академии в… …   Художественная энциклопедия

  • Энгр Жан Огюст Доминик — Энгр (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, ‒ 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился также игре на скрипке. В юности служил в епископской капелле в Монтобане, играл в театральном… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»