- Хольбейн
- Хо́льбейнГольбейн (holbein) Ханс Младший (ок. 1497—98, Аугсбург – 1543, Лондон), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Происходил из семьи живописцев. Учился у своего отца – Х. Хольбейна Старшего. В 1515—26 гг. работал в Базеле, затем – в Англии.
Хольбейн – один из крупнейших европейских портретистов, его творчество во многом определило особенности этого жанра в искусстве Северного Возрождения. Помимо портретов, художник писал алтарные композиции, картины религиозного и аллегорического содержания, фрески, создавал книжные иллюстрации и гравюры (цикл «Пляски смерти», 1524—26), эскизы для витражей и ювелирных изделий. Потрясает своей беспощадной правдивостью алтарная картина «Мёртвый Христос» (1521). Жизненную и творческую судьбу Хольбейна во многом определило знакомство с Эразмом Роттердамским, иллюстрации к книге которого «Похвала глупости» (издана в 1515 г.) стали одним из первых произведений художника. Своё отношение к мыслителю художник выразил в двух портретах 1523 г. В одном из них Эразм Роттердамский изображён среди книг, его рука лежит на томе «Подвиги Геракла» на греческом языке. Впоследствии такая композиция стала классической формулой изображения человека науки, которой воспользовался в числе других мастеров Рембрандт («Портрет учёного»). Сам Хольбейн использовал её ещё раз в «Портрете Томаса Мора» (1527).
Х. Хольбейн Младший. «Мёртвый Христос». 1521 г. Публичное художественное собрание. Базель
Х. Хольбейн Младший. «Двойной портрет французских послов Ж. де Динтевиля и Ж. де Сельва» 1533 г. Национальная галерея. Лондон
Х. Хольбейн Младший. «Портрет королевы Джейн Сеймур». 1536 г. Художественно-исторический музей. Вена
По рекомендации Эразма Роттердамского Хольбейн был приглашён во Францию, где работал при дворе Франциска I (1524), и затем в Англию (с 1526 г.). В Германии в эти годы под влиянием набиравшего силу протестантизма началось движение иконоборчества, уничтожались произведения искусства, погибли и некоторые работы Хольбейна. В Англии заказчиками художника были члены королевской семьи («Портрет королевы Джейн Сеймур», 1536) и представители английской аристократии. С 1536 г. он стал придворным живописцем Генриха VIII и заложил основы английского придворного аристократического портрета.
Герои портретов Хольбейна безупречно элегантны. Взгляд, жесты, гордая осанка, непроницаемое выражение лица соответствовали строгому этикету. Художник умел передать дистанцию, отделяющую зрителя от этих вознесённых над простыми смертными представителей высшего сословия. В отличие от итальянских художников, писавших костюмы обобщённо, немецкий мастер уделял одеждам исключительное внимание, тщательно выписывал украшения. Предметы не только свидетельствуют о богатстве и высоком положении модели, но имеют иносказательный смысл. Иногда это целый зашифрованный текст, сообщающий информацию о персонажах, как в «Двойном портрете французских послов Ж. де Динтевиля и Ж. де Сельва» (1533). В «Портрете дамы с белкой» зверёк свидетельствует, что дама – хорошая, запасливая хозяйка; дрозд «говорит» о её готовности всегда защищать семейное гнездо.
Находясь в зените славы, Хольбейн умер во время эпидемии чумы в возрасте 45 лет. Его творчество стало основой для дальнейшего расцвета портретного жанра в европейском искусстве 17 в.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.