Рембрандт

Рембрандт
Ре́мбрандт
Харменс ван Рейн (rembrandt harmensz van Rijn) (1606, Лейден – 1669, Амстердам), выдающийся голландский живописец, рисовальщик, гравёр. Сын зажиточного лейденского мельника. Закончил латинскую школу, некоторое время учился в Лейденском университете, но бросил его, чтобы заняться искусством. Обучался основам рисования и живописи у местного художника Я. ван Сваненбурга. В 1623 г. переехал в Амстердам, где полгода учился у известного живописца П. Ластмана. В 1624 г. Рембрандт возвратился в Лейден и открыл там совместно со своим другом Я. Ливенсом живописную мастерскую.

Рембрандт. «Автопортрет с Саскией на коленях». 1635 г. Картинная галерея. Дрезден
Рембрандт. «Автопортрет с Саскией на коленях». 1635 г. Картинная галерея. Дрезден

 
Творчество Рембрандта тесно связано с традициями национальной культуры, однако в нём отчётливо проявляется новое для голландского и мирового искусства явление – необычайно сильно выраженное личностное начало, переходящее в исповедальность.

Рембрандт. «Ночной дозор». 1642 г. Рейксмузеум. Амстердам
Рембрандт. «Ночной дозор». 1642 г. Рейксмузеум. Амстердам

 
Лейденский период (1625—32) – время увлечения Рембрандта живописным наследием Караваджо, основоположника реалистического направления в европейской живописи. Художник создаёт первые офорты и сюжетные картины («Изгнание торгующих из храма», 1626; «Меняла», 1627). Уже в ранних портретах основное внимание уделено раскрытию душевного состояния портретируемых, второстепенные детали опускаются («Портрет старого воина», ок. 1630 г.).

Рембрандт. «Портрет старушки». 1654 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
Рембрандт. «Портрет старушки». 1654 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

 
В конце 1631 г. Рембрандт переезжает в Амстердам, где пишет принёсший ему славу большой корпоративный портрет врачей («Урок анатомии доктора Тульпа», 1632). Группа людей на портрете запечатлена во время демонстрации доктором строения мышц разъятого трупа в анатомическом классе. Рембрандт избегает излишнего натурализма и в то же время не боится реалистических деталей. В 1634 г., будучи в зените своей недолгой славы, Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург, девушке из богатой аристократической семьи. Он покупает большой дом, обставляет его роскошными вещами, увлекается коллекционированием. Художник собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, восточные ткани, гобелены, музыкальные инструменты, в его собрании были произведения Рафаэля, Джорджоне, А. Дюрера, А. Мантеньи, Я. ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело и Тициана.

Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г. Маурицхёйс. Гаага
Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г. Маурицхёйс. Гаага

 
В творчестве Рембрандта наступил самый романтический и счастливый период. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», 1633; «Флора», 1634; «Свадьба Самсона», 1638). Портреты пронизаны ощущением беззаботной радости жизни («Автопортрет с Саскией на коленях», 1635). Художник в шляпе с пышным плюмажем из страусовых перьев и шпагой на боку со смехом обернулся к зрителям и высоко поднимает свой бокал за успех, который ему в это время сопутствует. В 1630-е гг. Рембрандт написал ок. 60 заказных портретов. У него было ок. 15 учеников. К нач. 1640-х гг. он был одним из самых популярных и высокооплачиваемых живописцев Голландии.

Рембрандт. «Даная». 1636—46 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Рембрандт. «Даная». 1636—46 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

 
В 1642 г. Рембрандт создал большой групповой портрет (3,87 х 5,02 м) стрелковой роты капитана Франса БаннингаКока для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии – «Ночной дозор» (название ошибочно: реставраторы установили, что действие происходит днём при солнечном свете). Отряд из 18 стрелков под развевающимся флагом выходит из-под арки на освещённую площадь. Изображение исполнено героического духа, групповой портрет приобрёл характер исторической картины. Однако живописные эффекты, контрасты света и тени делали неузнаваемыми лица некоторых заказчиков, что вызвало их непонимание и недовольство. Полотно Рембрандта поместили в другое, не предназначенное для него место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины.
В том же 1642 г. умирает Саския, продолжает углубляться конфликт между художником и заказчиками. Однако в эти годы начинается пора творческой зрелости мастера. Он заканчивает «Данаю» (1636—46), усиливая в картине ощущение жизненной правды; обращается к сценам из Священного Писания, где затрагиваются общечеловеческие, вечные проблемы. В картинах на библейские и евангельские сюжеты бунтарское начало сочетается с идеями смирения, покаяния, милосердия; наиболее сильно проявляются такие качества, как родительская любовь, сострадание.
Последние 16 лет стали в жизни Рембрандта наиболее трагичными. Заказов было немного, дом и имущество художника были проданы за долги. Ему пришлось переехать в бедный квартал Амстердама. От полного разорения Рембрандта спасли его возлюбленная Хендрикье Стоффельс и сын Титус, создавшие компанию по продаже произведений искусства, служащим которой числился художник. Живописцу пришлось пережить смерть Титуса, а через несколько лет и Хендрикье, однако пережитые несчастья укрепили творческую мощь Рембрандта («Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия», 1655; «Давид перед Саулом» 1657; «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660, «Давид и Урия», 1665). Изображая сцены из Священного Писания, художник обращается к общечеловеческим нравственным проблемам. Колорит его картин строится преимущественно на сочетаниях «горящих» изнутри золотисто-коричневых и красноватых тонов. Светотень становится одним из главных средств выразительности: она создаёт ощущение сияющего во мраке таинственного золотого света, не имеющего реального источника. Свет лепит форму, материализует фигуры и предметы, словно рождающиеся из тьмы, и одухотворяет их. Мысли и чувства героев выражены не только в их жестах и взглядах, но и в самой живописи – в трепетном свечении, блуждающих в глубине огнях. Самые освещённые места написаны рельефно, как самосветящиеся сгустки некоего драгоценного материала.
В 1661 г. Рембрандт получил заказ на оформление амстердамской ратуши. Картину «Заговор Юлия Цивилиса» (площадью ок. 30 м2) возвращают художнику «для исправления». Отказавшись вносить изменения, Рембрандт выполнил на части этого холста знаменитый групповой портрет старшин корпорации цеха суконщиков – «Синдики» (1662). Поздние портреты Рембрандта – это портреты-биографии: выделяя из полутьмы потоком света лицо и руки, художник создаёт целую историю жизни («Портрет старушки», 1654; «Автопортрет», 1665).
«Блудный сын» (ок. 1668—69 гг.) подводит итог творческой жизни художника. Сюжет взят из библейской притчи о беспутном сыне, который после многолетних скитаний возвратился в отчий дом. Спиной к зрителю изображён упавший на колени оборванный юноша, слепой старик в знак прощения ласково положил руку на его бритую голову. Эта простая сцена наполнена безграничной родительской любовью, горечью унижений, стыда и раскаяния и счастьем обретения семьи. Эта картина о страданиях и великой всепрощающей любви автобиографична, близка и понятна людям всех времён.
Рембрандт оставил огромное наследие: ок. 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Творчество художника значительно повлияло на искусство Голландии 17 в. Учениками Рембрандта были Г. Доу, Г. Флинк, С. ван Хоогстратен, К. Фабрициус, Н. Мас. Многие художники имитировали его живописную манеру и светотень, но ни один из последователей не достиг глубины рембрандтовского постижения человеческой души.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Рембрандт" в других словарях:

  • Рембрандт — Рембрандт …   Википедия

  • РЕМБРАНДТ — (полн. Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn) (15 июля 1606, Лейден 4 октября 1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов.… …   Энциклопедический словарь

  • рембрандт — Rembrandt Harmensz van Rijn (1606 1669), гол. живописец, рисовальщик, офортист. Шляпа в стиле Рембрандта. Цилиндры, шляпы обыкновенные и совершенно необыкновенные, своей циркуляцией, производят головокружащую рябь большого муравейника. Все это… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕМБРАНДТ — Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 69), голландский живописец, график. Сочетая глубокую психологическую характеристику с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени, писал портреты, в том числе… …   Современная энциклопедия

  • Рембрандт — ван Рейн (Rembrandt van Rijn) Великий голландскийживописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтерван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на светдела его отца находились в цветущем положении, что… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Рембрандт —         Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая… …   Большая советская энциклопедия

  • Рембрандт — Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) 1606, Лейден 1669, Амстердам. Голландский живописец, рисовальщик, офортист. Родился в семье зажиточного владельца мельницы. После окончания латинской школы и недолгого пребывания в Лейденском… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • РЕМБРАНДТ — (Харменс ван Рейн Р. (1606 1669) голландский художник) Бурная кружка с трехгорным Рембрандтом! Спертость предгрозья тебя не испортила. Ночью быть буре. Виденья, обратно! Память, труби отступленье к портерной! П922 (I,219); Уже светает. Шумят сады …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • РЕМБРАНДТ — (Rembrandt), собств. в а н Р е й н, Харменс Рембрандт (1606–69), голл. живописец и график, значит. часть творчества к–рого была посвящена библ. тематике. Род. в Лейдене, в семье владельца мельницы. Учился в местном ун–те, а также у лейденских и… …   Библиологический словарь

  • Рембрандт, Харменс ван Рейн — Рембрандт Автопортрет (около 1661), Кенвуд хаус, Лондон Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля 1606 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»