Пуссен

Пуссен
Пуссе́н
(poussin) Никола (1594, Лез-Андели, Нормандия – 1665, Рим), французский живописец, основоположник и крупнейший представитель классицизма. Сын крестьянина. В 1612 г. приехал в Париж, где поступил в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего. Под влиянием итальянского поэта Дж. Марино увлёкся античностью (рисунки к поэме Марино, 1622—24). Изучал также произведения Рафаэля, Тициана и итальянских маньеристов.

Н. Пуссен. «Царство Флоры». Ок. 1631—32 гг. Картинная галерея. Дрезден
Н. Пуссен. «Царство Флоры». Ок. 1631—32 гг. Картинная галерея. Дрезден

 
Побывав в Венеции (1623), Пуссен в 1624 г. поселился в Риме, где оставался до конца своих дней. Он работал, стремясь «постичь разумную основу прекрасного». Поэтичные картины на мифологические и литературные сюжеты, в которых большую роль играет идиллически-умиротворённый пейзаж («Нарцисс и Эхо», «Ринальдо и Армида»; обе – ок. 1625—27 гг.; «Царство Флоры», ок. 1631—32 гг.), близки по стилистике к традициям венецианской школы живописи. В т. н. «Вакханалиях» («Триумф Вакха», 1636; «Триумф Пана», 1636—38) воплотилось представление Пуссена об античной радости жизни как о гармонии человека, его внутреннего состояния с необузданной стихией природы. Полотно «Смерть Германика» (ок. 1628 г.) на сюжет из Тацита проникнуто суровым и героическим пафосом. Стоическое мужество полководца, отравленного по приказу императора Тиберия, воплощено в сцене, уподобленной классицистической трагедии. Позы и жесты воинов спокойны и торжественны, фигуры уподоблены античному рельефу. В «Похищении сабинянок» (ок. 1635 г.) чеканный ритм линий и строго выверенное чередование пятен чистого цвета предстают воплощением разумного начала, усмиряющего низменные страсти и придающего благородное величие человеческим поступкам.

Н. Пуссен. «Смерть Германика». Ок. 1628 г. Институт искусств. Миннеанолис
Н. Пуссен. «Смерть Германика». Ок. 1628 г. Институт искусств. Миннеанолис

 
В 1640—42 гг. Пуссен работал в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», ок. 1641—42 гг.), однако из-за интриг придворных живописцев был вынужден вернуться в Рим. В работах этого периода художник стремился воплотить в своих полотнах философские размышления о мире и человеке, дать высокие примеры нравственности и величия духа («Аркадские пастухи», ок. 1650 г.; «Отдых на пути в Египет», ок. 1658 г.). Персонажей Священной истории Пуссен уподоблял героям классической древности. Вдохновляясь античной эстетикой, он создал «теорию модусов», каждый из которых означал для него определённую разумную основу, «норму», которой мог бы пользоваться художник, стремящийся к разумной упорядоченности. Для сюжетов строгих и героических предназначался «дорический модус», для весёлых и лирических – «ионический». В нормативной эстетике художника заключалось страстное стремление к красоте, глубокая вера в нравственные идеалы и разум человека. Спокойной уверенностью, верой в высокое предназначение художника проникнут «Автопортрет» (1650). В картине «Великодушие Сципиона» представлен образ идеального справедливого правителя. Сюжет взят из «Истории Рима» Тита Ливия. Полководец Сципион, завоевавший государство Карфаген на севере Африки, полюбил свою прекрасную пленницу Лукрецию. Однако, узнав, что она невеста, Сципион вернул девушку её возлюбленному. Фигуры в картине подобны античным статуям, одежды струятся мелодичными широкими складками, чистые светоносные краски ложатся на холст большими яркими пятнами – золотисто-жёлтыми, винно-красными, небесно-синими. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу царством разумного порядка и целесообразности («Пейзаж с Полифемом», ок. 1649 г.; серия из 4 картин «Времена года», ок. 1660—65). Фигурки мифологических и библейских персонажей едва заметны в космически грандиозных ландшафтах, исполненных героического величия и торжественности.

Н. Пуссен. «Аркадские пастухи». Ок. 1650 г. Лувр. Париж
Н. Пуссен. «Аркадские пастухи». Ок. 1650 г. Лувр. Париж

 
Искусство Пуссена, его теория «модусов» оказали определяющее влияние на сложение стиля классицизм; к образам и мотивам его картин обращались западноевропейские и русские мастера 18–19 вв.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Пуссен" в других словарях:

  • Пуссен — Пуссен, Никола Пуссен, Никола Автопортрет, 1649 год (Картинная галерея, Берлин) Дата ро …   Википедия

  • Пуссен Н. — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • ПУССЕН — (Poussin) Никола (1594 1665), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы,… …   Современная энциклопедия

  • Пуссен — (Никола Poussin, 1594 1665) знаменитый французскийисторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальноехудожественное образование получил на своей родине, а потом учился вПариже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пуссен — (Poussin)         Никола (1594, июнь, Лез Андели, Нормандия, 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель Классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • Пуссен — Никола (Poussin, Nicolas) 1594, Лез Андели 1665, Рим. Французский живописец. Согласно традиционной терминологии, считается одним из основоположников европейского классицизма направления в искусстве, опирающегося на античное и ренессансное… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Пуссен Никола — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • Пуссен Никола —         (Poussin) (1594 1665), французский живописец и рисовальщик. Наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. Учился у К. Варена и др. Испытал влияние А. Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана; зарисовывал и обмерял… …   Художественная энциклопедия

  • Пуссен Никола — Пуссен (Poussin) Никола (1594, июнь, Лез Андели, Нормандия, 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля,… …   Большая советская энциклопедия

  • ПУССЕН (Poussin) Никола — (1594 1665) французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»