Пикассо

Пикассо
Пика́ссо
(picasso) Пабло (полное имя Руис-и-Пикассо) (1881, Малага, Испания – 1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению; основоположник кубизма и др. авангардных течений 20 в. Учился у своего отца Хосе Руиса, а также в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894—95), Барселоне (с 1895 г.) и Мадриде (1897—98). С 1904 г. почти постоянно жил в Париже.

П. Пикассо. «Девочка на шаре». 1905 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
П. Пикассо. «Девочка на шаре». 1905 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

 
Картины т. н. «голубого периода» (1901—04; названы по преобладающим цветовым гаммам), написаны в сумрачной, печальной гамме голубых, синих и зелёных тонов («Жизнь», 1903). В полотнах «розового периода» (1905—06) прозрачные розово-золотистые краски выражают нежность художника по отношению к бродячим циркачам и комедиантам, бесприютным в жестоком мире, но зато свободным и умеющим любить по-настоящему. В картине «Девочка на шаре» (1905) юная акробатка балансирует на круглой поверхности мяча. Её фигурка кажется особенно хрупкой рядом с тяжеловесной фигурой атлета. Девочка и силач, шар и куб, движение и основательная устойчивость составляют контрастную и вместе с тем гармоничную пару. Картину отличают тонко сгармонированный колорит, каллиграфическая отточенность рисунка и философская глубина. Вместе с тем геометризация фигур намечает пути к новому направлению – кубизму.

П. Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара». 1910 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
П. Пикассо. «Портрет Амбруаза Воллара». 1910 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

 
В 1907 г. Пикассо написал картину «Авиньонские девицы», в которой прибег к сознательному огрублению в изображении фигур девушек, уподобив их изваяниям африканских идолов. В 1908—09 гг. в творчестве Пикассо и его единомышленника Ж. Брака окончательно складываются черты нового направления: фигуры и предметы разлагаются на составные части и заново комбинируются на плоскости («Королева Изабо», «Дама с веером»; обе – 1909; «Портрет Амбруаза Воллара», 1910; «Три музыканта», 1921). Часто применяется коллаж («Бутылка аперитива», 1913).

П. Пикассо. «Герника». 1937 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк
П. Пикассо. «Герника». 1937 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк

 
В 1920-е гг. наряду с кубистическими работами появляются полотна, созданные в неоклассической манере («Женщины, бегущие по пляжу», «Флейта Пана», «Портрет Ольги Хохловой в кресле», все – нач. 1920-х гг.). Их выразительность строится на контрастах холодных и тёплых тонов. Фигуры массивны, тяжеловесны, лепка их нарочито огрублена. В кон. 1920 – нач. 1930-х гг. Пикассо создаёт графические циклы в технике офорта («Метаморфозы» Овидия, 1930; «Минотавромахия», 1935).

П. Пикассо. «Матрос». 1938 г.
П. Пикассо. «Матрос». 1938 г.

 
Монументальное полотно «Герника» (1937) написано под впечатлением от известия о бомбардировке по приказу генерала Франко маленького городка басков в Испании, полностью разрушившей этот центр стойкого сопротивления фашистам. Самолёты бомбили город в тот час, когда улицы были заполнены людьми. Картина была выставлена в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Полотно Пикассо уникально в истории искусства по силе воздействия на зрителя и трагизму, выраженному кубистическо-сюрреалистическими средствами. Картина написана в почти монохромной гамме, но светлые и тёмные краски передают ощущение гибнущего в огне города. Из общего хаоса абстрактных форм и фрагментов зритель постепенно выделяет убитого солдата, подбегающую к нему женщину и раненую лошадь, плачущую мать с мёртвым ребёнком на руках, ревущего быка за её спиной и ещё одну женскую фигуру с воздетыми вверх руками, объятую пламенем. Сбоку протягивается длинная рука со светильником – символом надежды. Своим мощным антивоенным пафосом и лаконизмом средств выразительности полотно подобно политическому плакату.

П. Пикассо. «Минотавромахия». Офорт. 1935 г.
П. Пикассо. «Минотавромахия». Офорт. 1935 г.

 
В 1940—60-х гг. Пикассо вновь обращается к своим излюбленным мотивам античной мифологии, цирка и боя быков, создаёт произведения на тему «художник и модель». В этот поздний период творчества он часто по-новому интерпретирует полотна старых мастеров (Д. Веласкеса, Д. Энгра, Ф. Гойи, Э. Мане и др.), одновременно и выражая своё восхищение классическим искусством, и пародируя знаменитые картины. Большое место в его наследии занимают женские портреты. Он также создаёт скульптуры («Человек с ягнёнком», 1944), керамические изделия, множество рисунков и гравюр (цикл рисунков и литографий «Человеческая комедия», 1953—54).
В 1944 г. художник вступил во Французскую компартию. В 1950 г. он создал знаменитый рисунок «Голубь мира». В 1956—57 гг. исполнил панно для здания ЮНЕСКО в Париже, ряд произведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получил название «Музей Пикассо».
Творчество Пикассо, одного из самых ярких и последовательных новаторов, ставшее символом искусства 20 в., завершает классическую традицию и намечает новые пути, давшие ориентиры многим мастерам «столетия экспериментов».
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Пикассо" в других словарях:

  • Пикассо — Пикассо, Пабло Пабло Пикассо Pablo Picasso …   Википедия

  • Пикассо — (Picasso) Пабло (1881 1973) Один из крупнейших художников XX в. Родился в Испании в семье художника и учителя рисования. Учился живописи у него, в художественной школе, затем в художественной академии в Барселоне; в 1900 г. впервые приехал в… …   Энциклопедия культурологии

  • пикассо — сущ., кол во синонимов: 1 • абстракция (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ПИКАССО — см. Позднеспелый, столового назначения. Окраска цветков белая. Ягодообразование редкое. Клубни округло овальные, желтого цвета с розовыми глазками и кремовой мякотью, глазки мелкие. Товарная урожайность в Центральном регионе 193 315 ц/га.… …   Энциклопедия семян. Овощные культуры

  • Пикассо П. — Пабло Пикассо Имя при рождении: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо Дата рождения: 25 октября 1881 …   Википедия

  • Пикассо — Пабло Руис (Picasso, Pablo Ruiz) 1881, Малага 1973, Мужен. Французский художник испанского происхождения. В детстве учился у своего отца, преподавателя рисования. В 1895, поступив в барселонскую Академию художеств Ла Лонха , с блеском выдержал… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Пикассо — (Picasso; собственно Руис и Пикассо, Ruiz у Picasso)         Пабло (25.10.1881, Малага, Испания, 8.4.1973, Мужен, Франция), французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической партии с 1944. Учился у своего отца Х.… …   Большая советская энциклопедия

  • Пикассо П. — ПИКÁССÓ [Picasso; наст, фам. – Руис и Пикассо (Ruiz у Picasso)] Пабло (3.10.1881, Малага, Испания, – 8.4.1973, Мужен, Франция), франц. живописец, график, театр. художник. По нац. испанец. Чл. Франц. коммунистич. партии с 1944. Учился у… …   Балет. Энциклопедия

  • ПИКАССО — (Picasso) (собственно Руис (Ruiz)), Пабло (p. 25.X.1881) франц. художник и обществ. деятель. Испанец по происхождению, получил образование в художеств. школах Барселоны и Мадрида. В 1904 36 и с сер. 1939 живет во Франции. В период нац. революц.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Пикассо П. — ПИКÁССÓ (Picasso) (наст. фам. Руис и Пикассо, Ruiz y Picasso) Пабло (1881–1973), франц. живописец. По происхождению испанец. В 1900 х гг. ( голубой и розовый периоды, названные по преобладающим цветовым гаммам) создал обострённо… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»