- Нестеров
- Не́стеровМихаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва), русский живописец. Родился в религиозной купеческой семье, в которой особенно почитали св. Сергия Радонежского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—86, с перерывами) у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1881—83 гг. посещал классы Петербургской академии художеств. В 1891—95 гг. работал в Киеве над росписями Владимирского собора. На протяжении всей жизни выполнял монументальные работы для церквей (эскизы мозаик для церкви Воскресения «на крови» в Санкт-Петербурге, 1894—95; иконостас и росписи церкви Марфо-Мариинской обители в Москве, 1909—14). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896 г.). Входил в Абрамцевский художественный кружок. Участвовал в выставках «Мира искусства». Академик АХ (с 1898 г.).
М. В. Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1889—90 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
М. В. Нестеров. «Молчание». 1903 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Творчество Нестерова отмечено глубокими духовно-нравственными поисками. Последователь В. М. Васнецова, первооткрывателя поэзии русской старины, Нестеров внёс в русскую живопись особенно проникновенную ноту. Его картины отличает тихое созерцание божественной красоты и мудрости, разлитой в мире («Пустынник», 1888—89; «Молчание», 1903). Нестеров обратился к поискам национального религиозного идеала, через который стремился постичь сущность русской души. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—90) открывает в его творчестве большой цикл произведений, посвящённых великому русскому духовному подвижнику Сергию Радонежскому. Во время работы над полотном Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещал места, связанные деятельностью святого. Художник выбрал эпизод из жития преподобного Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец-схимник, к которому мальчик обратился с молитвой, одарил его чудесной способностью постижения смысла Священного Писания и даром премудрости. Хрупкая фигурка отрока проникнута благоговейным созерцанием чуда. Тёмный силуэт старца со скрытым от зрителя ликом таинственно отделяется от древнего дуба. Фигуры словно растворены в пейзаже, написанном приглушёнными, туманными красками, сквозь которые струится зыбкий свет. Всё пронизано чувством гармонии души человека и природы, в которой отразился лик Божий. Картину начинающего художника приобрёл П. М. Третьяков, несмотря на возмущение старшего поколения передвижников, посчитавших её недостаточно «реалистичной». Любимые герои Нестерова – чистые отроки, святые старцы, отрешённые от греховного мира девушки («На горах», 1896; «Великий постриг», 1897—98; «Димитрий-царевич убиенный», 1899). В своих картинах художник стремился воплотить соборный образ Святой Руси («Святая Русь», 1904—05; «На Руси», 1914—15). В полотне «На Руси» перед зрителем предстаёт словно всё многоликое русское общество. Среди запечатлённых персонажей можно узнать Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьёва. Рядом с подвижниками веры («Философы», 1917; парный портрет религиозных мыслителей П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова) в портретной живописи Нестерова возникают образы подвижников науки и искусства (портреты братьев А. Д. и П. Д. Кориных, 1930; И. П. Павлова, 1935; скульптора И. Д. Шадра, 1934; хирурга С. С. Юдина, 1935; скульптора В. И. Мухиной, 1940, и др.).(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.