Малевич

Малевич
Мале́вич
Казимир Северинович (1878, Киев – 1935, Ленинград), русский живописец, график, педагог, теоретик искусства; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи выходцев из Польши. В 1895—96 гг. занимался в Киевской рисовальной школе, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (в сер. 1900-х гг.) и в частной студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905—10). Теоретические исследования изложил в ряде лекций, статей и брошюр («От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм», 1915; «О новых системах в искусстве», 1919; «Супрематизм. Мир как беспредметность», 1922; «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи», 1926).

К. С. Малевич. «Автопортрет». 1933 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
К. С. Малевич. «Автопортрет». 1933 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
Творческий путь начал с этюдов, писавшихся на пленэре. Знакомство с М. Ф. Ларионовым приобщило его к авангардным течениям в искусстве. В 1900-х – нач. 1910-х гг., в период становления творческой индивидуальности, прошёл путь от импрессионизма и символизма («Весна – цветущий сад», «Цветущие яблони»; обе – 1904; «Купальщицы», 1908) через элементы фовизма и экспрессионизма (автопортреты 1910—11 гг.) к примитивизму («Мозольный оператор в бане», «Полотёры», обе – 1911—12; «Жница», «Уборка ржи»; обе – 1912). В 1912 г. Малевич сблизился с авторами «заумной» поэзии А. Е. Кручёных и В. Хлебниковым. В живописи этих лет, получившей название кубофутуризма, кубистическое разложение формы соединялось с футуристическим принципом динамизма («Точильщик. Принцип мелькания», 1912; «Станция без остановки», 1913). Другие картины определялись Малевичем как «заумный реализм», «алогизм форм» («Портрет И. В. Клюна», «Корова и скрипка»; обе – 1913; «Авиатор», «Англичанин в Москве»; обе – 1914). Алогические произведения были построены на монтаже разнородных пластических элементов, вырванных из естественного контекста и включённых в композицию, озадачивающую разум обывателя непостижимым смыслом. В 1913 г. Малевич создал костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над Солнцем», поставленной в Санкт-Петербурге (либретто Кручёных, пролог Хлебникова, музыка М. В. Матюшина).

К. С. Малевич. «Уборка ржи». 1912 г. Городской музей. Амстердам
К. С. Малевич. «Уборка ржи». 1912 г. Городской музей. Амстердам

 
В 1915 г. на выставке «0.10» художник впервые показал зрителям 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе знаменитый «Чёрный квадрат». По утверждению Малевича, супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – это живописный абсолют, в котором выражены формула и сущность Вселенной. Полностью отказавшись от предметности, художник конструирует свою живописно-пластическую систему, основанную на сочетаниях и взаимодействии простых геометрических фигур. «Белый квадрат на белом фоне» (1918) ознаменовал последнюю стадию супрематизма, на которой из живописи исчезли и контуры фигур. Остался чистый холст, символ бесконечного и непостижимого Ничто.

К. С. Малевич. «Чёрный квадрат». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
К. С. Малевич. «Чёрный квадрат». 1915 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
В 1919—22 гг. Малевич жил и работал в Витебске, где создал объединение Утвердители нового искусства (Уновис). В 1923 г. он возглавил Петроградский музей художественной культуры, реорганизованный впоследствии в Государственный институт художественной культуры (Гинхук; закрыт в 1926 г.). В сер. 1920-х гг. Малевич создал первые рисунки «планитов», ознаменовавших переход к пространственно-объёмному супрематизму. За ними последовали «архитектоны» – модели новой архитектуры.

К. С. Малевич. «Крестьяне». 1928—29 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
К. С. Малевич. «Крестьяне». 1928—29 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. художник вернулся к предметной живописи. Супрематическая Вселенная 1910-х гг. заполнилась персонажами, которые могли гармонично существовать только в мире правильных лаконичных форм («Девушки в поле», «Спортсмены», «Женщина с граблями», «Пейзаж с пятью домами»; все – 1928—32). В портретной живописи воспоминания о супрематизме обогатились приёмами искусства эпохи Возрождения с его осознанием человека как высшей ценности мира («Портрет жены художника», «Мужской портрет», «Автопортрет»; все – 1933).
Творчество Малевича оказало мощное воздействие на искусство 20 в. Его идеи стали источником новых живописных, архитектурных и дизайнерских решений, нашли применение в разных областях прикладного искусства. Учениками и последователями Малевича были О. В. Розанова, И. В. Клюн, И. А. Пуни, Н. А. Удальцова, В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. М. Родченко и др.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Малевич" в других словарях:

  • Малевич — Малевич, Малевский Малевич: Малевич, Казимир Северинович Казимир Малевич. Преображение Малевич. Возвращение в Ничто (фильм) Казимир Малевич. Будет яснее Солнца Малевский Малевич, Николай Андреевич Зинаида Алексеевна Малевская Малевич …   Википедия

  • Малевич — Казимир. (1878 1935) Русский художник, один из крупнейших представителей русского авангарда начала XX в., основатель и главный представитель супрематизма. М. родился в польской семье в Киеве; в 1904г. впервые приехал в Москву и с этого времени… …   Энциклопедия культурологии

  • Малевич — Повсюду корень мал. Все эти фамилии образованы от древнерусских нецерковных имен или ласкательных прозвищ, которые родители давали детям: ведь в новорожденном существе прежде всего бросается в глаза его миниатюрность. (Ф). В семьях часто ребенка… …   Русские фамилии

  • МАЛЕВИЧ — Казимир Северинович (1878 1935), живописец, теоретик искусства. Один из лидеров русского авангардизма 10 30 х гг. Основоположник одного из видов абстрактного искусства супрематизма, основанного на сочетании простейших разноцветных геометрических… …   Русская история

  • Малевич К. — Казимир Малевич Имя при рождении: Казимир Северинович Малевич Дата рождения: 23 февраля 1878 Место рождения …   Википедия

  • Малевич К. С. — Казимир Малевич Имя при рождении: Казимир Северинович Малевич Дата рождения: 23 февраля 1878 Место рождения …   Википедия

  • МАЛЕВИЧ Казимир Северинович — (1878 1935) российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма ( Черный квадрат , 1915). С нач. 1920 х гг. занимался научно преподавательской деятельностью. В нач. 1930 х гг. обратился к реалистической… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Малевич Казимир Северинович —         (1878 1935), советский художник. Учился в МУЖВЗ (1904 05) и в частной студии в Москве. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919 22). Участник выставок Бубновый валет (1910), Ослиный хвост (1912) и др. На рубеже 1900 х… …   Художественная энциклопедия

  • Малевич Казимир Северинович — [11(23).2.1878, близ Киева, ‒ 15.5.1935, Ленинград], советский художник. Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (1904‒05) и студии Ф. И. Рерберга (1905‒10) в Москве. Участник выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912),… …   Большая советская энциклопедия

  • Малевич. Возвращение в Ничто (фильм) — Малевич. Возвращение в Ничто  российский документальный фильм. Авторы сценария  А.Кобак, Б.Дворкин. Режиссёр и оператор  Б.Дворкин. Это своеобразное эссе о предсмертных днях Казимира Малевича. Фильм снимался в Петербурге и в п.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»