китайское искусство

китайское искусство
кита́йское иску́сство
искусство одного из древнейших государств Центральной и Восточной Азии. В истории искусства Древнего Китая выделяют периоды неолитических культур Яншао (5–3-е тыс. до н. э.) и Луншань (3-е – нач. 2-го тыс. до н. э.); царства Шан (или Инь; нач. 2-го тыс. до н. э. – 1122 г. до н. э.); царства Чжоу (1122 – 403 гг. до н. э.); эпоху Чжаньго («Воюющих царств»; 403–221 гг. до н. э.); периоды правления династий Цинь (221–206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.). Развитие китайского искусства в эпоху Средневековья (3 – сер. 19 в.) подразделяют на периоды: Вэйского царства (4–6 вв.); правления династий Тан (618–907); Сун (960–1279); монгольской династии Юань (1280–1368); Мин (1368–1644); Цин (1644–1911).

Кувшин Яншао. 5–3-е тыс. до н. э. Китай
Кувшин Яншао. 5–3-е тыс. до н. э. Китай

 
Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Китая, – расписные глиняные сосуды Яншао, украшенные геометрическим орнаментом. Керамика культуры Луншань представлена чёрными блестящими котелками, кубками, кружками без узоров.

Ли Чжаодао. «Путники в горах». 7 – нач. 8 в. Фрагмент
Ли Чжаодао. «Путники в горах». 7 – нач. 8 в. Фрагмент

 
В царстве Шан появились первые города, защищённые глинобитными стенами. В верованиях китайцев главную роль играл культ обожествлявшихся предков. Гробницы этого времени состояли из наземной и подземной погребальных камер, входы в которые охраняли мраморные «стражи могил» (изваяния фантастических полулюдей-полуживотных). Умерших сопровождала в загробный мир драгоценная утварь из нефрита и бронзовые изделия. Мастера эпохи Шан умели отливать из бронзы огромные чаны для варки жертвенного мяса (весом до 600 кг), небольшие изящные кувшинчики «юй» и высокие кубки «гу» с конусообразными чашами. Сосуды покрывали узорной резьбой и выпуклыми литыми украшениями в виде звериных голов.

«Терракотовая армия» императора Цинь Шихуанди. 3 в. до н. э. Окрестности Сианя
«Терракотовая армия» императора Цинь Шихуанди. 3 в. до н. э. Окрестности Сианя

 
Во время правления династии Чжоуразвивалась иероглифическая письменность, процветало производство изделий из нефрита. Города возводились по строгим правилам, которым продолжали следовать и в последующие эпохи. Прямоугольный в плане город с широкими прямыми улицами окружался крепостными стенами. В центре выделялась особая зона, также обнесённая стеной, где располагались императорский дворец и храмы («Запретный город»).

Зал высшей гармонии в Запретном городе. 15–17 вв. Пекин
Зал высшей гармонии в Запретном городе. 15–17 вв. Пекин

 
В эпоху Чжаньго («Воюющих царств») художники впервые стали создавать с помощью кисти и туши живописные изображения на свитках шёлковой ткани. Была изобретена техника лаковой росписи мебели, посуды, шкатулок и т. д. (окрашенным соком лакового дерева).
Грандиозные памятники были созданы в правление основателя династии Цинь императора Цинь Шихуанди (буквально «первый властитель-император»). Началось строительство Великой Китайской стены. Был проложен караванный Великий шёлковый путь на Запад. Даже погребальный комплекс Шихуанди в окрестностях г. Сиань представлял собой мавзолей императора, в котором находились более 6000 терракотовых статуй воинов и коней (в натуральную величину) из его гробницы.

Храм Неба. 15–19 вв. Пекин
Храм Неба. 15–19 вв. Пекин

 
Погребения династии Хань состояли из обширных подземных комплексов, к которым вела длинная «аллея духов», обрамлённая каменными крылатыми львами. У дверей стояли «стражи входа» – изваяния чиновников в длинных халатах. Глиняные модели усадеб, обнаруженные в захоронениях, позволяют представить облик жилых зданий с многоярусными черепичными крышами и башенками. Керамические фигурки слуг, лошадей, музыкантов и танцовщиц должны были обеспечить умершему роскошную жизнь в ином мире. Стены гробниц были сплошь покрыты рельефами с мифологическими сценами. Во 2 в. Цай Лунь открыл способ производства бумаги.

Статуя Небесного правителя. Пещерный монастырь Лунмэнь. 7 в.
Статуя Небесного правителя. Пещерный монастырь Лунмэнь. 7 в.

 
В эпоху Средневековья были изобретены фарфор, компас, порох. В 3 в. из Индии пришёл буддизм, быстро завоевавший популярность в Китае. По всей стране начали возводить многоярусные башни-пагоды (пагода Сунъюэсы в провинции Хэнань, ок. 520 г.; Даяньта в Чанъани, 652–704) и скальные храмы: Юньган («Храм заоблачных высей», 4–6 вв.); Лунмэнь («Ворота дракона», 6–9 вв.). В центре храмов возвышались 15–17-метровые изваяния Будды. В 15 в. столицей Китая стал Пекин. В 1420–1530 гг. здесь был возведён величественный ансамбль храма Неба (два храма и ступенчатый алтарь из белого мрамора; перестроены в 18–19 вв.). Круглая форма ступеней алтаря, главного храмового здания с тремя ярусами конусообразных крыш, покрытых синей черепицей, символизировала Небо, а квадратная в плане священная территория комплекса – Землю. Ядром Пекина был Императорский город с парками, водоёмами, храмами и пагодами, защищённый мощными крепостными стенами. В центре императорской резиденции находился окружённый стенами и водным каналом Запретный город, куда могли попасть лишь избранные. Императорский дворец увенчан плавно изогнутыми, подобно крыльям птиц, двухъярусными крышами, покрытыми жёлтой черепицей. Крыши поддерживают окрашенные красным лаком колонны, стоящие на высокой мраморной террасе. Главный тронный покой назывался Залом высшей гармонии.

Ваза с драконом и Фениксом. Фарфор. 18 в. Китай
Ваза с драконом и Фениксом. Фарфор. 18 в. Китай

 
В средневековой китайской живописи появились первые в мире пейзажи. Развивалось искусство каллиграфии. В 4–6 вв. создавались иллюстрированные повести на горизонтальных свитках шёлка (художник Гу Кайчжи. «Фея реки Ло», кон. 4 – нач. 5 в.). В 7–10 вв. сформировались основные жанры живописи: «люди» (портрет и бытовой жанр); «цветы-птицы»; «го́ ры-во́ ды» (пейзаж). Горизонтальные свитки рассматривали на столе, постепенно разворачивая. Вертикальные – вывешивали на стенах. Китайские картины природы – своего рода модель Вселенной, где Небо и Земля связаны горами. Пространство в пейзажах живописцы воссоздавали с помощью т. н. параллельной перспективы. Увиденный с высоты мир представал необъятным; ближние и дальние планы, переданные параллельными, без перспективных сокращений, плавными линиями, связывались между собой полоской водной глади или туманной дымкой облаков. Прославленными художниками были Янь Либэнь (7 в.), создавший портретную серию китайских императоров; пейзажисты Ли Сысюнь (651–730), Ван Вэй (701–761), Ли Чжень (ок. 919–967), Фан Куань (кон. 10 – нач. 11 в.), Го Си (11 в.), Ли Ди (12 в.), Ся Гуй (1190–1225), Ван Мэн (14 в.). В 10–11 вв. приобрели популярность, наряду со свитками, миниатюрные композиции: птица или стрекоза, опустившиеся на ветку; распустившийся цветок (Сюй Си, Цуй Бо). Воссоздавая красоту мира, эти изображения содержали в себе также символическое пожелание процветания и удачи. В 15–16 вв. активно развивался повествовательный жанр «люди» (Тан Инь, Чоу Ин).
С 7 в. создавались фарфоровые статуэтки и посуда, покрытые серо-синей или многоцветной глазурью. С 15 в. изготовление фарфоровых ваз достигло высшего совершенства, их белоснежные стенки украшали изысканными узорами и сложными композициями. Приобрели популярность также ярко-синие подглазурные росписи кобальтом.
Кон. 19 – нач. 20 в. – период упадка китайского искусства. С сер. 20 в. в Китае развивается стиль Гохуа (национальная живопись). Художники, работающие на шёлковых и бумажных свитках (Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши и др.), возродили и обновили древние традиции.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "китайское искусство" в других словарях:

  • Китайское искусство — К. искусство, точно так же, как и вообще китайская цивилизация, крайне своеобразно и в некоторых своих отраслях стоит на высокой степени совершенства; но, вопреки распространенному в Европе мнению, оно отнюдь не застыло в одних и тех же издревле… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Китайское письмо — В этой статье используются шрифты языков стран Азии. Подробнее… Китайское письмо Тип: Идеографическое …   Википедия

  • Китай —         Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго).          I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке …   Большая советская энциклопедия

  • Развитие культуры Китая в XVII в. — В минский период продолжала развиваться китайская культура, обогатившись новыми достижениями. Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии по своей полноте… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Китайская литература — является одной из древнейших лит р мира. Первые памятники письменности относятся еще к дофеодальному периоду китайской истории, к XII в. до христ. эры (надписи на костях, найденные в конце прошлого столетия при раскопках в провинции Хэнань).… …   Литературная энциклопедия

  • Ай Вэйвэй — в 2007 году Дата рождения …   Википедия

  • Цигун — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • Малявин, Владимир Вячеславович — Владимир Вячеславович Малявин Дата рождения: 13 сентября 1950 …   Википедия

  • Список нематериального культурного наследия человечества — Список нематериального культурного наследия человечества  список, составляемый в рамках программы ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия», призван привлечь внимание к нематериальному культурному наследию. Содержание 1 …   Википедия

  • Черепахи в китайской мифологии — Статуя черепахи в Запретном городе  одна из самых знаменитых черепах Китая Черепаха ( …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»