- Кампен
- Кампе́н(campin) Робер (ок. 1378–1444, Турне), нидерландский живописец, один из основоположников искусства Северного Возрождения. Ранее был известен под именами «Мастер алтаря Мероде» и «Мастер из Флемаля», поскольку три из приписываемых его кисти алтарных композиций происходят из Флемальского аббатства. Наиболее знамениты такие работы Кампена, как «Алтарь Мероде» (1427–28); «Алтарь Верля» (1438) и алтарный диптих: «Троица» и «Мадонна с Младенцем у камина» (ок. 1733–35 гг.).
Р. Кампен. «Мадонна с Младенцем у камина». Ок. 1733–35 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Творчество художника тесно связано с традициями Средневековья, и прежде всего нидерландской миниатюры и скульптуры 14 в. Резко изломанные складки одежд, изогнутые силуэты фигур напоминают о готических статуях. Образы, созданные художником, отличаются наивностью и простотой, теплотой и искренностью. В то же время произведения Кампена отмечены смелым новаторством; он стремится следовать новым художественным принципам эпохи Возрождения. Библейские и евангельские сюжеты художник переносит на улицы современных ему нидерландских городов или в интерьеры бюргерских домов. Глубина пространства передана с помощью резких перспективных сокращений, объёмы фигур и предметов – при помощи светотеневой моделировки. Одним из первых в европейском искусстве Кампен стал использовать масляные краски.
Р. Кампен. «Алтарь Мероде». 1427—28 гг. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
В «Алтаре Мероде» Мадонна предстаёт нидерландской горожанкой за чтением Евангелия в уютной, чисто убранной комнате. В соседнем помещении муж Марии, плотник Иосиф, мастерит мышеловки. За окнами видна площадь нидерландского города, где прогуливаются люди. Слева – дворик, где преклонившие колени донаторы благоговейно наблюдают сквозь открытую дверь чудо Благовещения. В образе Мадонны художник подчёркивает скромность, добросердечие и чистоту. Любовно выписанные предметы воссоздают характерную среду бюргерского дома и в то же время являются скрытыми символами. Так, висящее на стене рядом с окном белое полотенце, умывальный прибор в стенной нише, белые цветы в вазе на столе олицетворяют чистоту Богоматери.
Творчество Р. Кампена оказало значительное влияние на формирование искусства Северного Возрождения. Его учеником был знаменитый нидерландский мастер Р. ван дер Вейден.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.