Гойя

Гойя
Го́йя
(goya) Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес) (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы – 1828, Бордо), выдающийся испанский живописец, гравёр, рисовальщик, представитель романтизма. Сын мастера-позолотчика. С 1760 г. учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 г. отправился в Италию. Ок. 1773 г. обосновался в Мадриде. В 1780 г. был избран в Академию художеств Сан-Фернандо в Мадриде (с 1785 г. вице-директор, с 1795 г. – директор её живописного отделения). В 1786 г. был назначен придворным художником, в 1799 г. стал первым живописцем короля. В 1776—80 и 1786—91 гг. выполнил для королевской шпалерной мануфактуры свыше 60 панно, которые служили картонами для гобеленов. Насыщенные по цвету и непринуждённые по композиции сцены выполнены в традициях рококо («Зонтик», 1777; «Игра в пелоту», 1779; «Игра в жмурки», 1791). В нач. 1780-х гг. приобрёл известность как портретист. Парадная торжественность первых портретов («Портрет графа Флоридабланка», 1782—83) сменяется камерностью с оттенком лёгкой иронии по отношению к модели («Семья герцога Осуна», 1787; «Портрет маркизы Понтехос», ок. 1787 г.). Характер искусства Гойи резко меняется в нач. 1790-х гг., когда в Испании после Великой французской революции (1789) воцарилась политическая реакция. Состояние художника усугубила тяжёлая болезнь (зима 1792/93 г.), последствием которой стала глухота. В его живописи всё чаще царит ночной мрак, поглощающий фигуры. В этот период Гойю особенно привлекает графика: стремительность перово́го рисунка, царапающий штрих иглы в офорте, где он использует технику Рембрандта, светотеневые эффекты акватинты.

Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800 г. Прадо. Мадрид
Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV». 1800 г. Прадо. Мадрид

 
На рубеже 18–19 вв. достигло расцвета портретное искусство Гойи. Чувство одиночества, противостояние внутреннего мира человека и внешней, зачастую враждебной к нему среды, психологически точно переданы в т. н. романтических портретах Ф. Байеу (1796), Ф. Савасы Гарсиа (ок. 1805 г.); Ф. Гиймарде (1798); И. Ковос де Порсель (ок. 1806 г.) и др. Напротив, «Семья короля Карла IV» (1800) исполнена в традициях испанской придворной живописи. Художник, стоящий за мольбертом у левого края картины, – прямая «цитата» из «Менин» Д. Веласкеса. Однако в центре картины не прекрасная инфанта, а своенравная и властная королева Мария-Луиза в роскошном бело-золотом одеянии и дорогих украшениях. Ок. 1802 г. написаны самые известные картины художника «Маха обнажённая» и «Маха одетая», заказанные могущественным фаворитом королевы Мануэлем Годоем. Таинственная притягательность этих работ, продолжающих традиции изображений лежащей Венеры (от Джорджоне до Веласкеса), – в неуловимой вибрации света и цвета, сотканного из полутонов серого, белого и розового.

Ф. Гойя. «Маха одетая». Ок. 1802 г. Прадо. Мадрид
Ф. Гойя. «Маха одетая». Ок. 1802 г. Прадо. Мадрид

 
В 1797—98 гг. была создана первая большая серия офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника), в которых в гротескно-трагической форме раскрыто уродство политических и духовных основ испанского общества. Гойя противопоставляет безличному классицистическому рационализму современного ему искусства страстность чувств, откровенность мыслей, дерзостный полёт фантазии. Полны трагизма исторические полотна художника («Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.»; обе – ок. 1814 г.). Картины, отражающие реальные события Франко-испанской войны, проникнуты чувством боли за родную страну, протестом против любой войны – бесчеловечного и бессмысленного акта. Результатом философско-исторического осмысления судьбы испанского народа стала серия офортов «Бедствия войны» (82 листа; 1810—20, изданы в 1863 г. в Мадриде), исполненных большей частью в период народно-освободительных войн против наполеоновского нашествия и первой испанской революции (1808—14). Последние листы серии создавались в обстановке жестокой реакции в правление короля Фердинанда VII. В эти годы Гойя жил в одиночестве в построенном им загородном доме, который художник назвал «Кинта дель Сордо» («Дом Глухого»). В росписях, написанных масляными красками на стенах «Дома Глухого» (1820—23), словно оживают кошмарные ночные видения. Ненасытное беспощадное Время представлено в образе бога-титана Сатурна, пожирающего своих детей. Ему противостоит Юность, полная победной освобождающей силы («Юдифь»). Жуткие и горькие гротескные образы возникают в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820—23). После мрачных видений вновь засияли краски в «Махах на балконе» (ок. 1816 г.); человечной теплотой и мудростью отмечены «Автопортрет» художника (1815), «Портрет Т. Переса» (1820), поздний «Портрет П. де Молина» (1828). Последние четыре года жизни Гойя провёл в добровольном изгнании во Франции, создавая портреты своих друзей-эмигрантов; освоил новую технику литографии (серия «Бордоские быки», 1826). Жизнеутверждающую энергию излучает картина «Молочница из Бордо» (1827—28).

Ф. Гойя. «Сон разума рождает чудовищ». Офорт. 1797—98 гг.
Ф. Гойя. «Сон разума рождает чудовищ». Офорт. 1797—98 гг.

 
Многогранное наследие испанского мастера оставалось актуальным на протяжении 19–20 вв. для художников самых разных направлений – от импрессионистов до О. Домье и немецких экспрессионистов.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Гойя" в других словарях:

  • Гойя —         Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х …   Большая советская энциклопедия

  • Гойя — и Лусиентес, Франсиско Хосе (Goya y Lusientes, Francisco) 1746, Фуэндетодос, провинция Сарагоса 1828, Бордо, Франция. Испанский живописец, гравер, рисовальщик. Происходил из семьи ремесленника позолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Гойя — Гойя, Франсис Франсис Гойя [[Файл:Example.jpg|220px|фото]] Дворец Изящных искусств в Брюсселе Основная информация Имя при рождении Франсис Вейер Дата рождения 16 мая 1946 Место рождения …   Википедия

  • ГОЙЯ — «Богоматерь Царица мучеников». Эскиз росписи купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780 г. (музей собора Ла Сео, Сарагоса) «Богоматерь Царица мучеников». Эскиз росписи купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780 г. (музей собора Ла Сео, Сарагоса)… …   Православная энциклопедия

  • ГОЙЯ — (Франческо Гойя и Лусиентес (1746 1828) – исп. художник) Заря ночная, заратустрь! А небо синее, моцарть! И, сумрак облака, будь Гойя! Хл915 (99); Маска это, череп, лицо ли – Выражение злобной боли, Что лишь Гойя мог передать. Ахм940 60 (277) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Гойя Ф. Х. — ГÓЙЯ, Гойя и Лусьентес (Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828), исп. живописец, гравёр. Свободолюбивое иск во Г. отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным… …   Биографический словарь

  • Гойя-и-Лусьентес — Гойя и Лусьентес, Франсиско Хосе де У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рожде …   Википедия

  • Гойя Франсиско Хосе де —         Гойя и Лусьентес (Goya у Lucientes) (1746 1828), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у X. Лусана и Мартинеса. Около 1769 отправился в Италию. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях… …   Художественная энциклопедия

  • Гойя (премия — Гойя (премия, 2006) 20 я церемония вручения кинопремии «Гойя» прошла в Мадриде в Дворце Конгрессов 29 января 2006 года. Режиссёр церемонии Фернандо Мендес Лейте. Ведущие Конча Веласко и Антонио Ресинес. Содержание 1 Лучший фильм 2 Лучший режиссёр …   Википедия

  • Гойя, или Тяжкий путь познания (фильм) — Гойя, или Тяжкий путь познания Жанр Историко биографический Режиссёр Конрад Вольф Кинокомпания Ленфильм Длительность 166 мин …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»