- "бунт четырнадцати"
- "бунт четы́рнадцати"выступление четырнадцати учеников Петербургской академии художеств, бросивших вызов устаревшим академическим порядкам. Живописцы Б. Б. Вениг, А. В. Григорьев, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, Ф. С. Журавлёв, А. И. Корзухин, К. Е. Маковский, А. И. Морозов, К. В. Лемох, А. Д. Литовченко, М. И. Песков, Н. П. Петров, Н. С. Шустов и скульптор В. П. Крейтан во главе с И. Н. Крамским обратились к академическому начальству с просьбой разрешить им самим выбрать сюжеты картин для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. К конкурсу допускались лучшие из лучших, уже получившие за время обучения по нескольку медалей. Со времени основания АХ в качестве сюжета на выпускных экзаменах предлагались мифологические или библейские события. И. Н. Крамской и его товарищи впервые выступили за право художника выбрать сюжет из современной жизни. Просьба выпускников была воспринята профессорами как нарушение всех устоев, почти как революция. В день экзамена (9 ноября 1863 г.) была объявлена конкурсная тема «Пир в Валгалле» (из скандинавской мифологии). Ученики потрясли сановников небывалым поступком – все, как один, отказались от участия в конкурсе и попросили выдать им дипломы с присвоением звания «свободныхя художников». Это означало полный отказ от помощи АХ в дальнейшей работе. Возмущённые академики изгнали молодых художников из стен учебного заведения вообще без дипломов. Это событие вошло в историю как «бунт четырнадцати».
И. Н. Крамской. «Автопортрет». 1867 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Разрыв с АХ обрекал бунтарей не только на «политическое недоверие» со стороны государства, но и на безвестность и нищету: в те времена ещё не было свободного художественного рынка, и только Академия обеспечивала участие в выставках, выгодные заказы, казённые квартиры, путешествия за границу и т. п. Но юношей вдохновляла высокая цель – выразить в своём творчестве духовные чаяния современной эпохи. Позднее Крамской писал об этих событиях как о судьбоносных для русского искусства. В казалось бы безысходной борьбе с Академией они сумели выстоять, объединившись в Петербургскую артель художников, дело которой было продолжено Товариществом передвижных художественных выставок.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.