"Бубновый валет"

"Бубновый валет"
"Бубно́вый вале́т"
(1910—17), общество художников, получившее название от одноимённой выставки картин в Москве (декабрь 1910 – январь 1911). Участвовали: Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. Эпатажное название, предложенное Ларионовым, вызывало у публики ассоциации скорее с картёжно-воровским жаргоном, чем с искусством. Скандальные слухи привлекли в залы толпы народа. Организаторы выставки мыслили её как своего рода ярмарочное представление. «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского» И. И. Машкова (1910) представлял друзей-художников в виде цирковых силачей – с огромными мускулами, с гирями и в трико, но при этом исполняющими сентиментальный романс. Энергия, яркая красочность, подчёркнутая огрублённость формы сочетались в картине, как и в др. представленных на выставке произведениях, с тонкой самоиронией. Бубнововалетцы вошли в русское искусство, когда кризис переживал не только академизм, а позднее передвижничество, но и символизм, представленный мастерами «Голубой розы». Новому поколению художников были чужды зыбкость и туман поэтических грёз; нарочито вульгарным названием и варварской энергией живописи они утверждали своё полнокровное, жизнерадостное мироощущение.

Эмблема художественного объединения «Бубновый валет»
Эмблема художественного объединения «Бубновый валет»

 
Позднее наиболее радикальные мастера – Ларионов, Гончарова и др. вышли из объединения и основали группу «Ослиный хвост». Разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов», протекавшая на страницах газет и на модных в то время публичных диспутах. Вошедшие в «Бубновый валет» живописцы (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский, А. А. Осмёркин) теперь утверждали, что в названии нет криминального оттенка, что валет бубновой масти означает «молодость и горячую кровь».
Любимым жанром бубнововалетцев стал иронический автопортрет. Свой облик они заостряли до гротеска, перевоплощаясь в самые неожиданные для художников амплуа: Машков представал пароходчиком на фоне морского пейзажа (1911); Лентулов – могучим великаном с нимбом и золотыми звёздами вокруг головы (1915).

П. П. Кончаловский. Сухие краски. 1912. Государственная Третьяковская галерея. Москва
П. П. Кончаловский. Сухие краски. 1912. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Молодых мастеров называли «русскими сезаннистами». Своеобразие творчества русских последователей П. Сезанна заключалось в синтезе его живописной системы и языка народного искусства (лубка, вывески, расписных подносов). Натюрморт «Синие сливы» И. И. Машкова (1910) стилизован под поднос, расписанный провинциальным мастером. Кричащие густые краски, спор острых углов и окружностей, «витринная» композиция рождают ощущение сверхреальности и в то же время несъедобности фруктов. Особенно шокировало зрителей смелое отношение бубнововалетцев к самому классическому сюжету мировой живописи – обнажённой натуре. Женское тело они видели как «натюрморт», стремясь утвердить, что любая натура, будь то предмет или человеческие лицо и фигура, интересны не сами по себе, а как выразительная форма, комбинация красок (А. В. Куприн. «Обнажённая натурщица с синей вазой», 1918). Человеческое, психологическое содержание не ушло из их живописи, но передавалось не мимикой и жестами, а эмоциональностью красочного строя, взволнованностью линий и живописной фактуры, динамичным построением пространства.

П. П. Кончаловский. «Сиенский портрет». 1912 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
П. П. Кончаловский. «Сиенский портрет». 1912 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Пейзажи Фалька, Рождественского, Лентулова несут следы влияния не только сезаннизма, но и кубизма. В многоцветье и дробящемся ритме «Василия Блаженного» Лентулова (1913) ощущается звучание ликующего колокольного звона. В новаторских творческих поисках молодых мастеров «вставало неудержимое стремление… перешагнуть извечную грань, отделяющую индивидуальное учёное искусство от „соборного“ и праздничного искусства народа» (Г. Г. Поспелов).
В выставках «Бубнового валета» в 1910—14 гг., наряду с художниками, составившими его ядро, участвовали представители других направлений (В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, К. С. Малевич), а также французские и немецкие мастера. Буря эмоций и пафос «низвержения основ» сопровождали лишь первые шаги нового искусства. Ведущие мастера «Бубнового валета» состоялись как крупнейшие мастера русской живописи. В 1925 г. бывшие бубнововалетцы организовали объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ).
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое ""Бубновый валет"" в других словарях:

  • Бубновый Валет — «Бубновый валет» творческое объединение 1910 х годов, включавшее преимущественно московских живописцев. (Старинное французское толкование карты бубновый валет «мошенник, плут»). А. Лентулов. Женщина с гитарой. 1913 Содержание 1 Возникновение… …   Википедия

  • Бубновый валет — «Бубновый валет» творческое объединение 1910 х годов, включавшее преимущественно московских живописцев. (Старинное французское толкование карты бубновый валет «мошенник, плут»). А. Лентулов. Женщина с гитарой. 1913 Содержание 1 Возникновение… …   Википедия

  • Бубновый валет —         объединение московских живописцев, ведущее начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников Бубнового валета (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р. Р.… …   Художественная энциклопедия

  • БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ — «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ», объединение русских художников, ведущее свое начало от одноименной выставки, организованной в 1910 в Москве. Ядро группы Для наиболее характерных мастеров «Бубнового валета» (П. П. Кончаловский (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович),… …   Энциклопедический словарь

  • БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ — объединение московских художников (1910 16), обращавшихся в своих живописно пластических исканиях в духе постимпрессионизма (так называемый русский сезаннизм, от имени французского художника П. Сезанна), фовизма и кубизма к приемам русского наро …   Современная энциклопедия

  • БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ — объединение московских художников (1910 16), обращавшихся к живописно пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также к приемам русской иконописи и лубка, народной игрушки. Художники Бубнового валета (П. П.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • “Бубновый валет” — БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ , объединение московских художников (1910 16), обращавшихся в своих живописно пластических исканиях в духе постимпрессионизма (так называемый русский сезаннизм, от имени французского художника П. Сезанна), фовизма и кубизма к… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «Бубновый валет» — БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ объединение моск. художников, названное по одноим. выставке (1910), в к рой приняли участие М. Ф. Ларионов (автор названия), П. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк, И. И. Машков, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, Н. С. Гончарова и др. (мн.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Бубновый валет — («Бубновый валет»,)         объединение московских живописцев. Ведёт начало от одноименной выставки, организованной в 1910. Для творчества художников «Б. в.» (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский, Р …   Большая советская энциклопедия

  • «Бубновый валет» — творческое объединение, включавшее преимущественно московских живописцев. Создано в 1910 участниками одноименной выставки (улица , 11) В.Д. и Д.Д. Бурлюками, , , , , В.В. Рождественским, , А.А. Экстер и др. Для этих художников были характерны… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»