- Ювелирное искусство
- Ювелирное искусство
(от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень), изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых драгоценных цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В ювелирном искусстве применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение, резьба или гравировка, оброн (техника, при которой фон вокруг рисунка вырезается), филигрань, зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др., механические приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др.
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного искусства (в том числе народного). Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями исторического быта (например, со спецификой стилей одежды), изделия ювелирного искусства играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магический смысл. В процессе исторического развития социально престижное значение изделий ювелирного искусства чаще всего вытесняло связанные с ними религиозно- магические представления. Вплоть до XX в. ювелирное искусство остаётся одним из средств формирования целостной художественной среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.
На высокой ступени развития находилось ювелирное искусство Древнего Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преимущественно золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и так называемая холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерны для ювелирных изделий древнего Двуречья (Аккад, Ассирия, Вавилония, Шумер). Ювелирные изделия эгейского искусства (обнаруженные главным образом в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в произведения ювелирного искусства Древней Греции классического периода (V-VI вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, то в произведениях эллинистического искусства и Древнего Рима вновь появился интерес к звучной полихромии. Особую известность среди произведений эллинистического ювелирного искусства получили художественные изделия из серебра. В ювелирном искусстве сасанидского Ирана (III-VII вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравированными изображениями.
В ювелирном искусстве мусульманских стран Востока большое значение получили отвлечённый геометрический или растительный орнамент и каллиграфия; в раннем средневековье золото и серебро обычно заменялось бронзой, с XIII в. в придворном ювелирном искусстве всё чаще стали применять драгоценные металлы (обработанные в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) и камни; в народном ювелирном искусстве широкое распространение получило сочетание серебра с бирюзой и сердоликом. Особая пышность украшений характерна для ювелирных изделий средневековой Индии, где рано распространилось искусство огранки алмазов. Мастера средневекового Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов - коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражательные свойства, сколько окраску или даже природную фактуру. Многочисленные первоклассные образцы ювелирного искусства были найдены при археологическом изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаичными орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).
Типичные черты раннесредневекового европейского ювелирного искусства - применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы "Звериного стиля" в орнаментике. В византийском ювелирном искусстве (распятия, чеканные литургии, сосуды, оклады и другие предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В ювелирных изделиях романского стиля и готики (где применялись редкие породы дерева, горный хрусталь) величественная пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторяющих формы церковного зодчества.
Мастера эпохи Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в которых исходные свойства драгоценных материалов отступали на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В XVII-XVIII вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористическим созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлическую основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европейского ювелирного искусства XV-XVIII вв. - немецкое художественное серебро (мастера семьи Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), английское художественное серебро. Изделия французского ювелирного искусства выдвинулись с конца XVII в. на первое место в Европе; в XVIII в. господствовала прихотливая изысканность форм рококо, в начале XIX в. - строгость стиля ампир (чеканные изделия Ж. Б. Одио и М. Г. Бьенне - придворных мастеров Наполеона I).
В середине XIX в. производство массовых ювелирных изделий механизируется; в употребление широко входят упрощённые приёмы, например, накладное серебро, а вместо драгоценных камней - горный хрусталь, аквамарин, малахит, цветное стекло, искусственные бриллианты (стразы). Большинство изделий ювелирного искусства XIX в. стилистически тяготеет к эклектизму, против которого в конце XIX - начале XX вв. выступили мастера стиля "модерн" (Р. Лалик во Франции и др.). Для ювелирного искусства Х в., освоившего много новых материалов (платина, палладий, анодированный алюминий и др.), характерно необычайное разнообразие творческих направлений. Пуристическое стремление к "дизайнерским" формам, лишённым какого-либо орнамента (типичное для ювелирного искусства 20-х гг.), сосуществует с тенденциями к созданию изделий, воскрешающих динамику и текучесть форм "модерна" или традиции народного и средневекового ювелирного искусства. Наряду с орнаментами, имитирующими различные исторические стили, к середине XX в. всё чаще появляются образные решения, более тесно соприкасающиеся с проблематикой современной культуры (например, ювелирные композиции на космическую тему).
Ювелирное искусство на территории СССР известно с глубокой древности, о чём свидетельствуют многочисленные археоло- гические находки в Закавказье, Средней Азии, на Алтае и др. К вершинам мирового ювелирного искусства принадлежат золотые украшения и художественные сосуды скифов и сарматов из погребений Причерноморья, Прикубанья, Нижнего Поволжья. Мастерством чеканки, скани, резьбы, черни, перегородчатой эмали славились ювелиры средневековой Грузии, Армении, Дагестана (см. Кубачи).
Для Киева XI-XII вв. особенно характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода XI-XII вв. - серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон, для искусства владимиро-суздальской школы XII-XIII вв. - различные изделия (браслеты и т. д.) с чередованием золотых и серебряных частей, для Москвы и Суздаля XIV-XV вв. - оклады икон и Евангелий, складни и т. д. со сканью, чеканкой, басмой (тиснением), эмалью и литыми изображениями. В XVI в. (когда общерусским центром ювелирного искусства стала Москва) особое распространение получили чернь и эмаль, в XVII в. - эмаль (И. Попов), чеканка (Г. Овдокимов), резьба по металлу (В. Андреев, А. Трухменский), чернь (М. Агеев, П. Иванов); в XVII в. развиваются и многие местные школы древнерусского ювелирного искусства - сольвычегодская (мастерские Строгановых), ярославская и др.
Русское ювелирное искусство XVIII в. (с центром в Петербурге) развивается в русле общеевропейских художественных стилей, но сохраняет национальные особенности и местные черты отдельных центров. В XVIII в. складывается великоустюжское чернение по серебру. В XIX в. в Москве и Петербурге возникают крупные фабричные предприятия серебряного и золотого дела. Среди них выделяются предприятия П. Ф. Сазикова (серебряная скульптура), П. А. Овчинникова (эмали в древнерусском стиле), И. И. Хлебникова (эмали, чеканные изделия), а в начале XX в. - фирма Оловянишниковых (культовые изделия в различных техниках). Высококачественные ювелирные изделия (эмаль на золоте, фигурки из полудрагоценных камней и др.) изготовляли фирма Фаберже и работавшие по её заказам мастерские (М. Перхина и др.).
Изделия советского ювелирного искусства производятся на ювелирных фабриках (в Ленинграде, Свердловске, Москве, Таллине, Риге, Ереване, Ташкенте и др.) и в производственных объединениях, на предприятиях художественных промыслов (Кубачинский комбинат художественных изделий в Дагестанской АССР, фабрика "Ростовская финифть", Красносельский ювелирный завод в Костромской области и др.). Творчески используются и развиваются старые художественные традиции и виды техники (скань, чернь, эмаль, резьба и др.); ведётся работа по созданию новых форм и рисунков ювелирных изделий. Среди мастеров советского ювелирного искусства 60-х - начала 80-х гг. - Ю. И. Паас-Александрова, И. Б. Бешенцева, М. А. Тоне, Р. Алиханов, Г. Магомедов в РСФСР, М. Магомедова, М. Цалкаламанидзе в Грузинской ССР, А. Атаев в Туркменской ССР, Ф. Даукантас, Р. Ринкевичене в Литовской ССР, Э. Куррель в Эстонской ССР.
Пектораль (нагрудное украшение). Золото, инкрустация. Древний Египет. 14 в. до н.э. Египетский музей. Каир.
Серьга. Золото. 4 в. до н.э. Национальный музей. Таранто (Италия).
Корзиночка для пирожных. Великобритания. Серебро. 1771 - 1772. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Ажурное яйцо. Золото, эмаль, бриллианты. 1902. Петербург. Мастерская М. Перхина. Фаберже. Оружейная палата. Москва.
Литература: Государственная Оружейная палата Московского Кремля, М., 1954; П. И. Уткин, Русские ювелирные украшения, М., 1970; М. В. Мартынова, Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII-XVIII вв., М., 1973; Постникова-М. М. Лосева, Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI-XIX вв., М., 1974; Ювелирное искусство народов России, (Л., 1974); А. В. Флеров, Художественная обработка металлов, (М., 1976); Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, Hrsg. Von H. Bossert, Bd 1-6, B., 1929-35; Evans J., A history of jewellery, 1100-1870, L., 1953; Higgins R. A., Greek and Roman jewellery, L., (1961); Hughes G., Modern jewelry..., (2 ed.), L., 1964; Kohlhaussen H., Europдisches Kunsthandwerk. (Album). (Bd 1-2), Fr./M., (1969-70); Smith H. C., Jewellery, Wakefield, 1973; Schade G., Deutsche Goldschmiedekunst, Lpz., 1974; Jewelry, ancient to modern, N. Y., 1979.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)ювели́рное иску́сство(от нем. juwel или голл. juweel – драгоценный камень), вид декоративно-прикладного искусства, изготовление художественных изделий (украшений, бытовых и культовых предметов, вооружения) из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также со стеклом, перламутром, костью и др. материалами. Изысканность обработки подчёркивает красоту исходного материала.
При работе с металлами применяются различные техники: ковка, литьё, чеканка, резьба или гравировка, оброн (фон вокруг рисунка вырезается), скань, или филигрань (узоры из тонкой проволоки напаиваются на фон), зернь (к филигранному орнаменту припаиваются золотые или серебряные шарики), чернь (измельчённый сплав серебра, свинца, серы и др. компонентов наносится на гравированную поверхность металла, обычно серебра, и подвергается обжигу, в результате чего проявляется чёрный рисунок, прочно сплавленный с основой), эмали, инкрустация, полировка и др. Драгоценные камни часто подвергают огранке; используются также необработанные камни – кабошоны. С древнейших времён были популярны резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней – геммы.
В. С. Сикачёв. Брачный венец. Серебро, позолота, эмаль, ткань, стекло. 1899—1908 гг. Государственный исторический музей. Москва
Скифский гребень со сценой битвы. Золото, литьё, чеканка. Кон. 5 – нач. 4 в. до н. э. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Украшения Древнего Египта (вверху) и Древней Греции (внизу)
Древнерусские украшения, найденные археологами на территории Рязани. Государственные Музеи Московского Кремля
Часы-яйцо. Фирма Фаберже. Золото, платина, серебро, алмазы, халцедон. 1899 г. Государственные музеи Московского Кремля
Портсигар. Фирма Фаберже. Серебро, золото, сапфиры, эмаль. 1910-е гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
В Древнем мире ювелирные изделия олицетворяли знатность и богатство их владельца; они служили не только украшениями, но и печатями, и амулетами, призванными защищать хозяина своей магической силой; был распространён звериный стиль. В Средние века мастерство ювелиров было направлено в основном на украшение предметов церковной утвари. Изготавливались великолепные золотые или серебряные оклады икон и богослужебных книг, украшенные драгоценными камнями, чеканные литургические сосуды. Ювелирные изделия эпохи Возрождения отличаются совершенством композиции, тщательностью проработки, богатством фантазии. К ювелирному искусству обращались прославленные мастера (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Б. Челлини). Излюбленными типами изделий были нагрудные подвески и украшения для шляп. В Италии расцветает искусство резьбы по камню. Во Франции славилась школа лиможской эмали. Новый расцвет ювелирное искусство переживает в эпоху рококо с характерным для него стремлением к утончённости. Любимым камнем становится бриллиант, появляется классическая бриллиантовая огранка. В мужском костюме драгоценные камни использовались так же широко, как и в женском. В эпоху классицизма ювелирные изделия обретают строгость, из мужского гардероба практически исчезают украшения. Популярными становятся изящные табакерки и набалдашники для тростей.
С сер. 19 в. при изготовлении ювелирных изделий начинают применяться промышленные технологии, их производство становится массовым, используются менее дорогие материалы (накладное серебро, горный хрусталь, цветное стекло, искусственные бриллианты – стразы). Мастера модерна превратили ювелирные изделия в произведения большого искусства (Р. Лалик, Л. Гайар). Ювелиры обращаются в своих произведениях к формам живой природы; любимыми мотивами становятся волна, завитки растений, насекомые, птицы. Мировую известность получила продукция работавшей в России фирмы Фаберже (пасхальные яйца с механическим секретом, часы, украшения, сервизы, бинокли, портсигары и др.), отмеченные уникальностью конструкторских решений, тщательностью отделки, яркой праздничностью образного решения.
В 20 в. благодаря деятельности французского модельера-новатора Коко Шанель обретает популярность бижутерия. Осваиваются новые материалы, как дорогие (платина, палладий), так и более доступные массовому потребителю (цирконий, алюминий, цинк, керамика). Во второй пол. 20 – нач. 21 в. стремление к минимализму, обыгрыванию выразительности простых геометрических форм соседствует в ювелирном деле с интересом к изысканности и прихотливым линиям модерна и традициям народного искусства.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.