- Экспрессионизм
- Экспрессионизм
(от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 - 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX в. (включая Первую мировую войну 1914-18 и революционные потрясения), экспрессионизм стал выражением субъективного, проявляющегося, как правило, в кризисной художественной форме, протеста против уродств современной буржуазной цивилизации, против засилья вещей и подавления личности социальными механизмами. Кризис современной цивилизации осознавался представителями экспрессионизма как одно из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество; вместе с тем многие их произведения проникнуты социально- критическим, а иногда и революционным пафосом, что выделяет экспрессионизм в ряду других течений авангардизма, развивавшихся параллельно с ним.
В изобразительном искусстве предшест- венниками экспрессионизма были голландец В. ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму, но ярче всего экспрессионистические принципы воплотились в произведениях немецких и австрийских художников. Члены объединения "Мост" (Э. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф; к ним примыкал Э. Нольде) хаосу современного бытия противопоставляли пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие искания, устремлённые к обострённому самовыражению ("экспрессии"), к всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества "Синий всадник" (В. В. Кандинский, Ф. Марк и др.), большее внимание уделявших живописно-декоративистским проблемам, иногда осмысляемым в духе мистических идеалов немецких романтиков; именно представителями экспрессионизма были созданы одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Вне этих объединений работали живописцы О. Кокошка, М. Бекман, скульптор В. Лембрук и др. У ряда художников под влиянием роста революционного сознания масс экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (в скульптурах и графике Э. Барлаха, живописи и графике Ж. Гроса, О. Дикса, О. Нагеля и др.). Наряду с живописью и скульптурой, чаще всего обострённо- эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым и пластическим контрастам или резким пространственным смещениям, важное значение обрели станковая и книжная графика экспрессионизма с её гротескной и гиперболизованной образной системой и предельно концентрированными контрастами света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы; пластично-художественный язык экспрессионизма обнаруживает значительную близость французскому фовизму.
В архитектуре (Э. Мендельзон, Б. Таут и др.) экспрессионизм во многом продолжал традиции "модерна", особенно в области создания динамичных "органичных", квазиприродных форм.
М. Бекман. "Ночь". 1918 - 1919. Галерея Г. Франке. Мюнхен.
Литература: Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сборник статей, М., 1966; И. С. Куликова, Экспрессионизм в искусстве. М., 1978; Hamann R,. Hermand J., Expressionismus, B., 1975; Palmier J.-M., L'expressionisme et les arts, t. 1-2, P., 1979-80; Wauer B., Studien zum Expressionismus und seiner Rezeptionsgeschichte in der bildenden Kunst, Mьnch., 1982.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)экспрессиони́зм(фр. expressionisme, от лат. expressio – выражение, выразительность), художественное направление в искусстве первой четверти 20 в., проявившееся особенно ярко в Германии и Австрии накануне Первой мировой войны. Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплёскивали» свои чувства и переживания на холст, изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Для живописи экспрессионистов характерна изломанность линий, деформированность пространства, резкость цветовых сочетаний.
Э. Л. Кирхнер. «Лежащая обнажённая в соломенной шляпке». Ок. 1908 г.
В 1905 г. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. экспрессионистическим, в искусстве прошлого. Источниками их творчества стали готическое, примитивное и народное искусство, африканская скульптура. Некоторые приёмы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжёлыми массами.
В 1911 г. в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (В. В. Кандинский, Ф. Марк, П. Клее, А. Явленский и др.). Живопись участников группы оказала значительное влияние на развитие абстрактного экспрессионизма.
Тенденции к экспрессионизму проявились также в сер. и второй пол. 20 в. в творчестве многих европейских художников (М. Бекманн, Ж. Руо, Х. Сутин, Э. Мунк, К. Пермеке, О. Кокошка). В Америке к экспрессионистам причисляют таких представителей абстрактного искусства, как К. Стилл, Д. Поллок, Х. Хофманн.
В скульптуре экспрессионизм проявился в творчестве В. Лембрука, Э. Барлаха, А. Джакометти и др. мастеров.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.