Флорентийская школа

Флорентийская школа
Флорентийская школа
        одна из ведущих и наиболее передовых художественных школ Италии эпохи Возрождения. Окончательно сложилась в XV в., в период, когда Флоренция была крупным экономическим и политическим центром Италии, городом-коммуной, вставшим на путь буржуазного развития. Формированию флорентийской школы способствовал расцвет гуманистической мысли (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Пико делла Мирандола и др.), утверждавшей значимость земного человеческого бытия и обратившейся к наследию античности.         

Родоначальником флорентийской школы в живописи в эпоху Проторенессанса стал Джотто, наполнивший религиозные сюжеты земным, человеческим смыслом, стремившийся придать образам и многофигурным сценам пластическую убедительность и жизненную достоверность. Последователи Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) восприняли лишь внешние приёмы его творчества. В последней трети XIV в. во флорентийской школе утвердилось интернациональное готическое направление. Новый подъём флорентийской школы относится к периоду Раннего Возрождения (XV в.), чему во многом способствовало усиление демократического движения. Осново- положниками искусства Ренессанса стали архитектор Ф. Брунеллески (одним из первых творчески осмысливший античную ордерную систему), скульптор Донателло и живописец Мазаччо, стремившиеся пластически убедительно воссоздать структуру человеческого тела, утвердить значение человеческой личности. За ними последовали архитектор и теоретик архитектуры Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломмео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано и другие. Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии, математики, перспективы, оптики и др.). В архитектуре флорентийской школой в XV в. был создан новый, ренессансный тип здания (так называемый палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции (суровая монолитность кладки) с введением ордерных элементов, аркадных внутренних дворов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи. Для изобразительного искусства флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка (скульптура и живопись А. дель Верроккьо, Донателло, живопись Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.). Новаторские искания флорентийских мастеров, во многом опиравшихся на опыт античного искусства. оказали революционизирующее воздействие на искусство Италии и многих других стран Европы. Вместе с тем как живописи, так отчасти и скульптуре флорентийской школы XV в. были свойственны отдельные готические реминисценции - черты повышенной одухотворённости и интимной лирической созерцательности (живопись фра Анджелико, Филиппо Липпи и др.). готический декоративизм (Б. Гоццоли, Уччелло). В конце XV в. наряду с идущими от искусства Мазаччо и Донателло демократическими традициями (Д. Гирландайо) начали усиливаться аристократические тенденции, сказавшиеся прежде всего в работах художников, близких ко двору Медичи и патрицианским городским кругам (Боттичелли, Филиппино Липпи. Пьеро ди Козимо. Верроккьо, А. Поплайоло) Искания мастеров XV в. завершили великие мастера - Леонардо да Винчи и Микеланджело, работавшие и в других городах Италии и поднявшие художественные завоевания флорентийской школы на новый качественный уровень. Их творчество, переросшее границы собственно флорентийской школы, ознаменовало начало эпохи Высокого Возрождения в итальянском искусстве. Утверждение образа идеально прекрасного человека приняло в их произведениях возвышенный, а порой и героико-драматический характер. В 20-х гг. XVI в. начинается постепенный упадок флорентийской школы. Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства флорентийской школы, несмотря на то, что здесь продолжал работать ряд крупных мастеров (живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто, скульптор А. Сансовино). В 30-х гг. XVI в. флорентийская школа становится одним из главных центров придворного и элитарного искусства маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы А. Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др.). В XVII в. флорентийская школа приходит в упадок.



Микеланджело.
Микеланджело. "Святое семейство" ("Тондо Дони"). 1504 - 1505. Уффици. Флоренция.

Литература: К. Штегман, Г. Геймюллер. Архитектура Ренессанса в Тоскане…, (пер. с немецкого), в. 1-3, М., 1936-1941; Бернсон Б,. Живописцы итальянского Возрождения, (пер. с английского), М., 1965; Antal F., Florentine painting and its social background, L., (1947).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Флорентийская школа" в других словарях:

  • ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА — ФЛОРЕНТИЙСКАЯ школа, одна из основных итальянских художественных школ (основоположник Джотто). В начале 15 в. флорентийская школа авангард гуманистического искусства Раннего Возрождения (архитектор Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы… …   Современная энциклопедия

  • Флорентийская школа — ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА, одна из основных итальянских художественных школ (основоположник Джотто). В начале 15 в. флорентийская школа авангард гуманистического искусства Раннего Возрождения (архитектор Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА — Славные живописцы и ваятели города Флоренции, начиная с XIII века. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • флорентийская школа — (флорентинская школа), одна из основных художественных школ Италии. Основоположник флорентийской школы  Джотто (конец XIII  начало XIV вв.). В начале XV в. флорентийская школа  авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы… …   Энциклопедический словарь

  • Флорентийская школа —         одна из основных художественных школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения (См. Возрождение) к кризису ренессансной культуры. Фактическим родоначальником Ф. ш. в живописи был Джотто, творчество… …   Большая советская энциклопедия

  • Флорентийская республика — лат. Respublica Florentina итал. Repubblica fiorentina Республика …   Википедия

  • Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и …   Википедия

  • Болонская школа живописи — Агостино Карраччи. Голова фавна. ок. 1595. Национальная галерея искусства. Вашингтон Болонская школа живописи  несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия Романья в XVI XVIII вв. и соперничавших с другими… …   Википедия

  • Болонская школа — Агостино Карраччи. Голова фавна. ок. 1595. Национальная галерея искусства. Вашингтон Болонская школа живописи несколько поколений художников, работавших в столице области Эмилия Романья в XVI XVIII вв. и соперничавших с другими художественными… …   Википедия

  • Сиенская школа живописи — Диетисальви ди Спеме. «Мадонна дель вото» (Мадонна даров). 1260 67 гг. Сиена, Музей собора …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»