- Федеративная Республика Германии
- Федеративная Республика Германии
государство в Западной Европе. Образовано в 1949. Во второй половине 40-х гг. строительство первоначально носило сугубо утилитарный характер. Были расчищены от развалин многочисленные города и сёла, разрушенные во Вторую мировую войну 1939-45, строились временные бараки для жилья, типовые церкви из щебня и сборных деревянных конструкций (проект О. Бартнинга). Правительственные и административные здания возводились в духе неоклассицизма. В то же время поощрялось экспериментальное строительство, делались попытки творческого приобщения к традициям архитектуры "Баухауза". В начале 50-х гг. под воздействием В. Гропиуса и Л. Миса ван дер Роэ возникла своеобразная "мисовская школа", представители которой (Э. Эйерман, П. Шнейдер-Эслебен) практиковали строго рациональные композиционные решения. Получило развитие также течение органической архитектуры (X. Херинг, работавший в ФРГ западноберлинский архитектор Х. Шарун), в котором возродились некоторые черты немецкого экспрессионизма. В конце 50-х гг. сформировался западногерманский вариант брутализма (О. М. Унгерс и др.). В 70-х гг. в зодчестве наметились тенденции к большей гибкости и динамичности композиций, усилились поиски структурных решений, допускающих возможность трансформации по горизонтали и вертикали. Сложные конструкции широко применяются в церковном строительстве, где преобладают причудливые пространственные решения. Для градостроительства характерно стремление сохранить исторические центры городов, расширить парковые зоны. Однако во многих городах центры в результате бессистемной застройки превращены в обособленные, перенасыщенные транспортом супергорода. В жилом строительстве интенсивно используются ряды малоэтажных сблокиро- ванных домов, корпуса башенного типа. Для общественных сооружений характерны консольно-подвесные конструкции, висячие конструкции из железобетона, оригинальные покрытия из тканей в виде растянутых тентов (архитектор Ф. Отто).
В изобразительном искусстве первоначально видную роль играли мастера старшего поколения, продолжавшие традиции искусства 1910-20-х гг.: экспрессионисты М. Пехштейн, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Хеккель и др., а также пейзажист, ученик А. Матисса X. Пурман. Философски углублённые, нередко насыщенные гражданственным пафосом произведения создал О. Дикс. Гуманистические и антимилитаристские образы заняли важное место в творчестве В. Гейгера и О. Панкока. В 60-х гг. широко распространились абстрактное искусство (Т. Вернер, Ф. Винтер, Э. В. Най), сюрреализм (Р. Эльце, Ф. Радзивилл, М. Циммерман и др.), а к началу 70-х гг. - оп-арт, поп-арт (А. Башлаков, П. Вундерлих, X. П. Альверман) и другие неоавангардистские течения, такие, как гиперреализм и хепенинг (И. Бойюс). Однако реалистические тенденции достаточно сильны в современной живописи (Т. Нидеррейтер, А. Хейнцингер и др.). Многие прогрессивные художники сплотились вокруг основанного в 1960 журнала "Tendenzen" ("Тенденции"). В графике, где важное значение имеют традиции политической и социальной немецкой графики первой трети XX в., острые противоречия общественной жизни нашли отражение в офортах А. В. Дреслера, литографиях А. П. Вебера, гравюрах К. Хуббуха и др. В скульптуре прогрессивные традиции были продолжены Г. Марксом, X. Виммером, А. Лёрхером, Э. Шарфом и др. Остроэкспрессивные произведения создали Ю. Вебер, Э. Матаре. Интенсивно развивается художественная промышленность, искусство дизайна.
Г. Бем. Комплекс ратуши в Бенсберге. 1967
Г. Маркс. "Ладья Харона". Памятник жертвам бомбардировок Гамбурга на Ольсдорфском кладбище в Гамбурге. Известняк. 1949 - 1952.
Литература: ИСиНМ, т. 4. М., 1978; ВИИ, т. 6, (книга 1), М., 1965; ВИА, т. 11, второе издание, М., 1973; Raum H., Die bildende Kunst der BRD und Westberlin, Leipzig. 1977.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.